Основы типологии


09Далее, типология должна раскрывать существенные черты характера, объединяющие группу людей. Такова, например, типология, намеченная, но подробно не раскрытая К. Д. Ушинским. Он выделил четыре типа характера. К первому относятся люди сильные и нецельные, которые всегда чувствуют, желают и действуют сильно, но содержание или направление их чувств, желаний и действий резко меняется. Такие разрозненные характеры формируются с детства под влиянием раболепства и угодничества со стороны старших. Обычно такие люди в умственной сфере отличаются тенденцией собирать множество фактического материала, плохо переработанного. Ко второму типу принадлежат люди слабые и цельные, с небольшим числом слабо выраженных, но устойчивых чувств и желаний. Причины возникновения таких типов различны. Может иметь значение «малая памятливость» нервного организма, мешающая человеку хорошо помнить пережитое и тем самым иметь сильные чувства и желания, или возникающие чувства так быстро овладевают человеком, что не остается времени для фиксации внимания на противоречии в своих представлениях и желаниях, или, наконец, человек слишком поглощен умственной жизнью за счет чувства и воли. Третий тип – сильные и цельные, по терминологии Ушинского, могучие характеры, но малосознательные, отличающиеся господством овладевшей единой страсти, или сознательные, формирующиеся в процессе внутренней борьбы, часто вызываемой «крутыми положениями», побуждающими человека подводить итог своим желаниям и нежеланиям. Наконец, к четвертому типу, который Ушинским не выделен, но он логически вытекает из его общей концепции, относятся слабые и нецельные, обычно называемые бесхарактерными. Как видим, в этой типологии взяты за основу существенные стороны характера – его цельность и сила чувств и желаний.
Так как согласно данному выше определению характера особое значение в его структуре имеют черты общего психического склада, направленности и воли, то типы характера людей должны охватывать, прежде всего, эти стороны личности. Это не исключает полезности построения более узких типологий применительно к специальным исследовательским и практическим целям. Например, педагоги могут выделять разные типы учащихся с точки зрения их вежливости, аккуратности, особенностей их поведения в коллективе и т. п.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.