Оценка опыта


Путешествие – это для дошколь­ника звучит гордо! Сразу встают в памяти наши смелые герои – путешественники и летчики, с особым одушев­лением поются о них песни, бодро и весело дети пус­каются в путь, в новую страну, отделенную от них про­странством в… целый километр. За плечами у каждого ребенка сумка, а в сумке рядом с бутербродом скрыта волшебная палочка – живое детское воображение, тво­рящее чудеса, способное превратить какой-нибудь сучок, валяющийся в лесу, в предмет великого открытия и вы­звать крики восторга. Нашим воспитателям следует хорошенько призаду­маться над тем, какое огромное действие может оказать на ребенка удачно сказанное слово. Подводя итог опыта, следует учитывать замечание К. Д. Ушинского о том, что должно быть соответствие от­меченных в записи фактов и полученных результатов с установленными в науке общими положениями. Однако, принимая это замечание, мы не должны никоим образом признать правильным заключение К. Д. Ушинского, что всякое несоответствие подрывает значение данного педа­гогического опыта, обесценивает его. Найдя такое несоот­ветствие принятым в науке положениям, мы должны действительно насторожиться, но не для того, чтобы игнорировать опыт, а для того, чтобы напрячь свою мысль, вникнуть глубже в детали и постараться ответить на во­просы: не является ли найденное несоответствие резуль­татом неправильной записи, неправильного толкования, логической ошибки в рассуждениях и выводах или, нако­нец, не лежит ли причина расхождения опыта с устано­вившейся теорией в каком-либо резком уклонении дет­ской индивидуальности от обычной нормы. И если на все эти вопросы после внимательного обсуждения получают­ся отрицательные ответы, то остается еще одно возмож­ное предположение: предположение о том, что сама на учиая традиция неверна, что ее надо изменить или даж отвергнуть. Конечно, решение вопроса о правильное или неправильности такого предположения не входит компетенцию ни воспитателя-практика, ни методиста; Этот вопрос должен быть поставлен перед научными ра­ботниками и научно-исследовательскими институтами. В’ всяком случае, отвергнуть опыт только потому, что результаты расходятся с установившимися в науке взглядами, никоим образом не следует.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.