Оценка опыта
Путешествие – это для дошкольника звучит гордо! Сразу встают в памяти наши смелые герои – путешественники и летчики, с особым одушевлением поются о них песни, бодро и весело дети пускаются в путь, в новую страну, отделенную от них пространством в… целый километр. За плечами у каждого ребенка сумка, а в сумке рядом с бутербродом скрыта волшебная палочка – живое детское воображение, творящее чудеса, способное превратить какой-нибудь сучок, валяющийся в лесу, в предмет великого открытия и вызвать крики восторга. Нашим воспитателям следует хорошенько призадуматься над тем, какое огромное действие может оказать на ребенка удачно сказанное слово. Подводя итог опыта, следует учитывать замечание К. Д. Ушинского о том, что должно быть соответствие отмеченных в записи фактов и полученных результатов с установленными в науке общими положениями. Однако, принимая это замечание, мы не должны никоим образом признать правильным заключение К. Д. Ушинского, что всякое несоответствие подрывает значение данного педагогического опыта, обесценивает его. Найдя такое несоответствие принятым в науке положениям, мы должны действительно насторожиться, но не для того, чтобы игнорировать опыт, а для того, чтобы напрячь свою мысль, вникнуть глубже в детали и постараться ответить на вопросы: не является ли найденное несоответствие результатом неправильной записи, неправильного толкования, логической ошибки в рассуждениях и выводах или, наконец, не лежит ли причина расхождения опыта с установившейся теорией в каком-либо резком уклонении детской индивидуальности от обычной нормы. И если на все эти вопросы после внимательного обсуждения получаются отрицательные ответы, то остается еще одно возможное предположение: предположение о том, что сама на учиая традиция неверна, что ее надо изменить или даж отвергнуть. Конечно, решение вопроса о правильное или неправильности такого предположения не входит компетенцию ни воспитателя-практика, ни методиста; Этот вопрос должен быть поставлен перед научными работниками и научно-исследовательскими институтами. В’ всяком случае, отвергнуть опыт только потому, что результаты расходятся с установившимися в науке взглядами, никоим образом не следует.
Метки: оценка, привилегия, ценностьСтраницы: 1 2