Общие качество работы
В этом-то заложено принципиальное различие между тестами и тестированием. И здесь нет игры словами. Нам уже не раз приходилось писать о различии данных методов29. Сами тесты при их правильном применении и не механическом, формальном, а структурном анализе, сопоставлении и обобщении могут давать весьма ценный материал для оценки элементарных и более сложных способностей и для структурного прогноза деятельности. Более того, дифференциальная психология в целом не может развиваться без тестов. Тесты нужны и в патопсихологии для уточнения диагнозов заболеваний, и в теоретической психологии для качественного анализа психических явлений.
Порочен тот метод тестирования, в котором психологический анализ подменяется и вытесняется математическим вместо того, чтобы опираться на него. Надо помнить, что метод тестирования применялся и не оправдал себя не только в психологии, но и в педагогике и в физиологии. Примером последнего применения может служить нашумевший у нас в 30-40-х годах «индекс Шнейдера», в котором разочаровались и его апологеты в США. Эта попытка тестирования физиологической работоспособности представляет настолько большой интерес для теории и практики способностей, что на ней стоит остановиться подробнее.
В 1920 г. Шнейдер предложил «новый метод» определения физического состояния и работоспособности 30-сведения посредством математической обработки в один индекс (от -11 до + 18) результатов шести показателей: частот пульса в положениях лежа и стоя, соответствующих разниц после дозированной нагрузки, времени возврата к исходной частоте пульса в положении стоя и разницы систологического давления в положениях лежа и стоя, причем каждый из этих показателей оценивался по 6-балльной шкале. По «индексу Шнейдера» определяли не только профессиональную пригодность, но и, например, различие утомления и переутомления. Применялся этот метод и у нас.
Страницы: 1 2