Общие качество работы


В этом-то заложено принципиальное различие между теста­ми и тестированием. И здесь нет игры словами. Нам уже не раз приходилось писать о различии данных методов29. Сами тесты при их правильном применении и не механическом, формальном, а структурном анализе, сопоставлении и обобщении могут да­вать весьма ценный материал для оценки элементарных и более сложных способностей и для структурного прогноза деятельно­сти. Более того, дифференциальная психология в целом не может развиваться без тестов. Тесты нужны и в патопсихологии для уточнения диагнозов заболеваний, и в теоретической психологии для качественного анализа психических явлений.
Порочен тот метод тестирования, в котором психологический анализ подменяется и вытесняется математическим вместо того, чтобы опираться на него. Надо помнить, что метод тестирования применялся и не оправдал себя не только в психологии, но и в педагогике и в физиологии. Примером последнего применения может служить нашумевший у нас в 30-40-х годах «индекс Шнейдера», в котором разочаровались и его апологеты в США. Эта попытка тестирования физиологической работоспособности представляет настолько большой интерес для теории и практики способностей, что на ней стоит остановиться подробнее.
В 1920 г. Шнейдер предложил «новый метод» определения физического состояния и работоспособности 30-сведения пос­редством математической обработки в один индекс (от -11 до + 18) результатов шести показателей: частот пульса в положени­ях лежа и стоя, соответствующих разниц после дозированной на­грузки, времени возврата к исходной частоте пульса в положе­нии стоя и разницы систологического давления в положе­ниях лежа и стоя, причем каждый из этих показателей оценивал­ся по 6-балльной шкале. По «индексу Шнейдера» определяли не только профессиональную пригодность, но и, например, различие утомления и переутомления. Применялся этот метод и у нас.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.