Общие качество работы


Нам приходилось коррелировать результаты отдельных тостов с показателями «общего качества работы» и у работников же­лезной дороги в 20-х годах, и у работников промышленности в 30-х, и у летчиков в 50-х годах. Мы неоднократно получали более высокие показатели совпадений прогнозов, сделанных на основе обобщений (но не механического суммирования) показателей ряда тестов, чем наивысшие показатели из отдельных обобщае­мых тестов. При этом иногда достаточно исключить из обобщен­ного прогноза сведения, получаемые от тестов с самой низкой корреляцией с «успеваемостью», чтобы обобщенный коэффициент резко упал.Ценность теста можно и нужно проверять по его прогностиче­скому назначению в отдельных синдромах неуспеваемости, но главное,- по той качественной роли, которую он играет в струк­турном или общем прогнозе. Так, например, известно, что ско­рость простой реакции очень плохо коррелирует с качеством летного обучения. Но без ее измерения нельзя понять ни особен­ностей сложных реакций, ни сенсомоторной координации.
На родине тестов, в Америке и Англии, уже начинают осо­знавать мистификацию, заложенную в валидности. Так, по данным одного из крупнейших тестологов США, Е. Гизелли, валидность тестов профподбора фактически составляет в среднем 0,20-0,30, тогда как успешное их применение теоретически возможно только при 0,40-0,50 28. Все это понятно, так как если бы было иначе, то мы должны были бы отказаться от понятия «структура лич­ности» и вернуться к функционалистическому (и метафизиче­скому) понятию «профиль личности», рядополагающему всегда самими себе равные отдельные функции.
Что касается константности (надежности) тестов, то это тре­бование еще более относительно. Есть, например, тест на сооб­разительность-«проба Хайдера». Он не зависит от свойств второй подструктуры личности (знаний, навыков, умений) и да­ет очень высокий коэффициент валидности. Но его можно при­менять только один раз, так как повторно время его решения определяется уже не сообразительностью, а только моторикой.
Наш опыт еще в 20-30-х годах показал полную непригодность этого теста и подобных ему для массового применения, посколь­ку исследуемые узнают способ его решения от уже решавших его. Такой критерий, не всегда учитываемый и в современной практике, очень важен для подбора тестов для массовых иссле­дований. Сказанное отнюдь не означает, что от вычисления коэффици­ентов валидности и константности надо совершенно отказаться. Это значит лишь, что необходимо понимать, как они возникли в науке и ждать от них только то, что они могут дать. Но глав­ное,-это надо помнить, что результат применения теста дает не познание способностей, а только материал для их познания.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.