Общее понимание способностей
Идея синдромов и структурного прогноза позволяет углубить и общее понимание способностей. Очень часто в неоднократно приводимых разных вариантах определения способности понимают узко, с позиций эффективности (или даже только срока) обучения. Так понимался и «американский опыт» психологического отбора, когда в течение второй мировой войны в Америке было проведено через тестовое испытание около 2 млн. человек.Американская методика почти без изменений была принята и до сих пор применяется во всех странах НАТО.
Еще в 1953 г. во время войны в Корее американцы создали специальную комиссию психологов, которая проверяла применимость ранее поставленных и оправдавших себя в летном обучении прогнозов успешности боевой деятельности. На основании статистических корреляций и непосредственного наблюдения эта комиссия пришла к выводу, что «отбор для участия в боевых действиях, основанный на оценках, полученных в школе, и на клинических данных, оказался неспособным отсеять непригодных и обеспечить предсказание успеха боевой деятельности;
это может быть достигнуто только на основе динамического изучения» 48.
Приведенные данные в их теоретическом смысле в отношении проблемы структурного прогноза перекликаются с выводами К. М. Гуревича и В. Ф. Матвеева о профессиональной пригодности операторов энергосистем. Эти авторы пишут: «Анализ полученных результатов показал, что нет никакой зависимости между стажем и технической подготовкой, с одной стороны, и успешностью действий в сложных условиях – с другой»49. Сразу же после этого они отмечают, что никакой связи не было получено и с оценками непосредственных начальников изучавшихся операторов, тогда как оценки, полученные при изучении персонала «в различных условиях деятельности, имеют больше возможности для прогноза». Следовательно, данные советских и американских психологов, полученные на людях разных профессий, говорят об одном и том же. Общий прогноз иногда может ввести в заблуждение, которое выявляется только структурным прогнозом.
Метки: вариант, понимание, способность
Страницы: 1 2