Общее понимание способностей


Общее понимание способностейИдея синдромов и структурного прогноза позволяет углубить и общее понимание способностей. Очень часто в неоднократно приводимых разных вариантах определения способности пони­мают узко, с позиций эффективности (или даже только срока) обучения. Так понимался и «американский опыт» психологиче­ского отбора, когда в течение второй мировой войны в Амери­ке было проведено через тестовое испытание около 2 млн. че­ловек.Американская методика почти без изменений была принята и до сих пор применяется во всех странах НАТО.
Еще в 1953 г. во время войны в Корее американцы создали специальную комиссию психологов, которая проверяла примени­мость ранее поставленных и оправдавших себя в летном обуче­нии прогнозов успешности боевой деятельности. На основании статистических корреляций и непосредственного наблюдения эта комиссия пришла к выводу, что «отбор для участия в бое­вых действиях, основанный на оценках, полученных в школе, и на клинических данных, оказался неспособным отсеять непри­годных и обеспечить предсказание успеха боевой деятельности;
это может быть достигнуто только на основе динамического изу­чения» 48.
Приведенные данные в их теоретическом смысле в отноше­нии проблемы структурного прогноза перекликаются с выводами К. М. Гуревича и В. Ф. Матвеева о профессиональной пригодно­сти операторов энергосистем. Эти авторы пишут: «Анализ полу­ченных результатов показал, что нет никакой зависимости меж­ду стажем и технической подготовкой, с одной стороны, и успеш­ностью действий в сложных условиях – с другой»49. Сразу же после этого они отмечают, что никакой связи не было получено и с оценками непосредственных начальников изучавшихся опера­торов, тогда как оценки, полученные при изучении персонала «в различных условиях деятельности, имеют больше возможно­сти для прогноза». Следовательно, данные советских и амери­канских психологов, полученные на людях разных профессий, говорят об одном и том же. Общий прогноз иногда может ввести в заблуждение, которое выявляется только структурным про­гнозом.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.