Обратные временные связи


Обратные временные связиСопоставляя наши данные с результатами исследований лаборатории Э. А. Асратяна, можно предположить, что обратные временные связи представляют наиболее позднее приобретение в эволюции замыкательной функции коры. Именно это может объяснить и позднее развитие этого вида временных связей у детей, и малую их стабильность.
Важный факт выявляется электроэнцефалографическими исследованиями. Оказалось, что ведущим звеном процесса интеграции при выработке стереотипных форм систем условных связей являются нижнетеменные ассоциативные области (Заклякова, 1971, 1972), в то время как образование лабильных, пластичных систем условных связей происходит при доминирующей роли лобных ассоциативных отделов коры (Хризман, 1972).
Таким образом, объективно регистрируются формы системности, существенно отличающиеся по своим физиологическим свойствам и по характеру интеграции отдельных связей в систему.
Поэтому, если те виды систем условных связей, которые получаются при выработке динамического стереотипа, являются инертным и косным механизмом, нельзя забывать о наличии других, гораздо более пластичных форм системности. Эти последние и лежат в основе реакций более высокого функционального уровня.

До настоящего времени единственным доступным для объективного изучения показателем развития второй сигнальной системы считалась речевая функция. Реакции человека (ребенка) на словесные сигналы, речевые сигналы самого субъекта используются психологами и физиологами как критерии, на которых строится анализ.
В ходе изучения высшей нервной деятельности детей нам представилось целесообразным проследить наряду с развитием речевой функции и характер изобразительной деятельности, прежде всего рисунка. Какие уровни нервной деятельности отражает рисунок? Как вспомогательное средство для диагностики умственного развития детей или нарушений деятельности мозга в клинической практике рисунок используется давно; однако нам не удалось найти ни одного исследования, в котором прямо ставился бы вопрос об уровнях отражательной деятельности мозга в связи с характером рисунка человека.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.