Обобщение и понимание речи


От 1 до 11/2 лет интенсивно устанавливаются связи между предметами и их словесными обозначениями, формируются обобщения в понимаемой речи. Ребенок находит предметы по слову взрослого среди предметов все более близких по своим внешним признакам. К 11/2 годам в собственной речи ребенок начинает обобщать предметы по существенным признакам; появляется способность понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией. С ребенком можно говорить о том, чего сейчас нет, опираясь на его прошлый опыт. Ему надо рассказывать короткие и простые рассказы, потешки, четверостишия. Для расширения кругозора надо называть все, что видит ребенок на прогулке, при рассматривании книг, из окна, во время экскурсии по комнате. Вопросы взрослого к ребенку во время наблюдений побуждают его пользоваться речью, обозначать воспринимаемое словом; к 2 годам это стимулирует появление первых вопросов «где?», «куда?», «что это?»
В первом полугодии 2-го года жизни развивается способность, подражать словам, произносимым взрослыми. Слова ребенка еще носят облегченный характер (би-би – машина, ав-ав – собачка), поэтому воспитательница называет предмет полным словом и сразу дает образец для подражания, называя этот же предмет облегченным словом. До 1 года 3-мес ребенок в основном лепечет, затем лепет сокращается. К 1,2 годам ребенок уже способен некоторые слова произносить достаточно верно и, подражая взрослому, повторять за ним короткие предложения. К 1 году 9 мес. увеличивается число слов, произнесенных правильно; к 2 годам ребенок говорит двух-трехсловными предложениями, в его речи есть существительные, глаголы, местоимения и наречия, появляются формы множественного числа и ряд падежей существительных, повелительное наклонение, прошедшее и будущее время глаголов. Ребенок начинает правильно произносить наиболее легкие согласные (губные и небные).
Для развития речи необходимо обеспечить соответствующие условия. Лепечут дети больше всего во время общей двигательной активности, пользуются словами в момент сильной заинтересованности и действий с предметами, а предложениями – при общении со взрослыми. Поэтому необходимыми условиями для развития активной речи являются: обеспечение двигательной активности, общение со взрослым, организация специальных общений, способствующих развитию речи. В доме ребенка надо активно формировать у детей потребность в речевом общении со взрослым. Надо помогать им высказываться, давать образец для подражания. Если ребенок уже умеет выражать свои желания звуком, словом, то надо давать ему возможность высказываться, а не реагировать на жесты.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.