О тренировке


191Для формирования таких черт большое значение имеет опыт тренировка. Неопытный наблюдатель часто «из-за деревьев не’ видит леса», теряется перед противоречивостью показателей ха­рактера, не замечая тонких характерологических проявлений, приходит к выводу, что таких проявлений вообще нет. Если даже для наблюдений за отдельными психическими процессами нужна практика, то тем большей практики требуют наблюдения, ко­торые должны дать материал для суждения о характере чело­века.
При анализе характерологических наблюдений, точно и объ­ективно документируемых, следует различать: конкретный мате­риал (данные о поведении, выразительных движениях и т. п.), ин­терпретацию этого материала как показателей психических со­стояний или черт характера и интерпретацию состояний и черт в структуре и динамике характера.
Хотя в наблюдениях всегда имеется некоторая субъектив­ность, они должны занимать видное место в исследованиях ха­рактера. Следует согласиться с Роджерсом, когда он пишет: «Остро наблюдать, тщательно и творчески обдумывать — имен­но деятельность, а не аккумуляция лабораторных экспериментов есть начало науки… Я выражаю это убеждение, протестуя про­тив той распространенной в американской психологии установки, что наука начинается в лаборатории или в вычислительной ма­шине».
Самонаблюдение, самоанализ
При изучении характера применяется и метод самонаблюде­ния, который заключается как в наблюдении за своей внешне вы­раженной деятельностью, характерологически значимыми фак­тами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием (интроспекция).
Несколько примеров самонаблюдения над внешним поведе­нием.
«Мне трудно заставить себя быстро и энергично утром рано вставать. Я всячески стараюсь выгадать хотя бы несколько ми­нут, с надеждой посматриваю на часы, авось они дадут мне не­много еще полежать. Особенно продолжительно у меня бывает раннее вставание зимой» (ученица VIII класса).
«При подготовке уроков мне много пришлось потерять вре­мени на поиски книг и письменных принадлежностей. Искал, искал общую тетрадь, она у меня неожиданно оказалась под стулом. Мама, наверное, опять будет меня бранить за беспорядоч­ность» (ученик VII класса).

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.