О тренировке
Для формирования таких черт большое значение имеет опыт тренировка. Неопытный наблюдатель часто «из-за деревьев не’ видит леса», теряется перед противоречивостью показателей характера, не замечая тонких характерологических проявлений, приходит к выводу, что таких проявлений вообще нет. Если даже для наблюдений за отдельными психическими процессами нужна практика, то тем большей практики требуют наблюдения, которые должны дать материал для суждения о характере человека.
При анализе характерологических наблюдений, точно и объективно документируемых, следует различать: конкретный материал (данные о поведении, выразительных движениях и т. п.), интерпретацию этого материала как показателей психических состояний или черт характера и интерпретацию состояний и черт в структуре и динамике характера.
Хотя в наблюдениях всегда имеется некоторая субъективность, они должны занимать видное место в исследованиях характера. Следует согласиться с Роджерсом, когда он пишет: «Остро наблюдать, тщательно и творчески обдумывать — именно деятельность, а не аккумуляция лабораторных экспериментов есть начало науки… Я выражаю это убеждение, протестуя против той распространенной в американской психологии установки, что наука начинается в лаборатории или в вычислительной машине».
Самонаблюдение, самоанализ
При изучении характера применяется и метод самонаблюдения, который заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, характерологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием (интроспекция).
Несколько примеров самонаблюдения над внешним поведением.
«Мне трудно заставить себя быстро и энергично утром рано вставать. Я всячески стараюсь выгадать хотя бы несколько минут, с надеждой посматриваю на часы, авось они дадут мне немного еще полежать. Особенно продолжительно у меня бывает раннее вставание зимой» (ученица VIII класса).
«При подготовке уроков мне много пришлось потерять времени на поиски книг и письменных принадлежностей. Искал, искал общую тетрадь, она у меня неожиданно оказалась под стулом. Мама, наверное, опять будет меня бранить за беспорядочность» (ученик VII класса).
Метки: динамика, структура, тренировка
Страницы: 1 2