Нравственное содержание ситуации врача
Здесь выражена позиция человеческой совести, возвышающейся над личной правотой и Кириллова, и Абогина. Немаловажно, что фабула у рассказа медицинская: Абогин, сколь бы отрицательно к нему читатели ни относились, вступает в действие рассказа, обращаясь к Кириллову за помощью как к врачу. В примирительной концовке отражена позиция совести самого А. П. Чехова-врача и писателя. Ему же принадлежат широко известные слова, свидетельствующие об активности, неусыпности врачебной совести: «У врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог никому этого»4.
С нашей точки зрения, отношение медика к врачебной тайне – первый пробный камень того, насколько чуткой является его профессиональная совесть. Соответственно через этическую категорию «совесть» можно раскрыть наиболее глубоко содержание понятия «врачебная тайна». Советские онкологи, как правило, скрывают от больного диагноз злокачественной опухоли. В то же время «в некоторых зарубежных клиниках принято обязательно сообщать больному правду о его заболевании. Это обосновывается нередко такими соображениями, как, например, необходимость для неизлечимого больного распорядиться своим имуществом…»5 Иными словами, и здесь врач действует по-своему профессионально ответственно. Как решить, чья тактика правильнее? Думается, что высшей этико-деонтологической инстанцией в подобных случаях является врачебная совесть. Согласно Н. Н. Блохину, «…обреченному инкурабельному больному никогда нельзя говорить полную правду»6. О том же писал И. А. Кассирский: «Я не сообщаю диагноз „острый лейкоз» матери больного»7. Иначе говоря, врачебная совесть, руководствуясь высшими мотивами человеколюбия, подсказывает, как мудро следует обращаться с врачебной тайной.
Страницы: 1 2