Новые взгляды в дошкольном воспитании


Всякий, кто хорошо знаком с повседневной жизнью детского сада, легко отмечает, какие в ней заложены бо­гатые возможности для проявления и расцвета детской индивидуальности. В детском саду ребенок чувствует себя равным среди равных. Этот факт, с одной стороны, откры­вает возможность детской индивидуальности без всякой помехи проявить себя в самых разнообразных формах и, с другой, является естественным и сильным возбудителем детской активности, так как именно это равенство прав и обязанностей требует от ребенка напряжения личных усилий и инициативы для того, чтобы он мог утвердить себя как личность. Далее, столь характерные для ребенка любовь и стрем­ление к подражанию находят в условиях жизни детского коллектива широкую арену для своего реального прояв­ления, которое далеко не всегда приводит к простому ме­ханическому копированию, а часто служит средством для заимствования образцов поведения, технических приемов, оборотов речи. Такого рода заимствования обогащают ре­бенка и являются предпосылкой и условием развития его самостоятельного творчества.
Я далеко не исчерпал всех условий жизни детского сада, благоприятствующих разностороннему развитию дет­ской индивидуальности. Но сказанного достаточно для того, чтобы признать в самой организации жизни детского сада наличие ярко выраженных элементов, действующих и как проявители детской индивидуальности, и как могу­щественные возбудители роста личности ребенка в ее не­повторимом своеобразии.
Ясность и обязательность принципа индивидуализации в воспитании вовсе не говорит о том, что принцип этот прост, что над ним не следует призадуматься, что нет надобности вникнуть в его сущность, что при его осу­ществлении не приходится преодолевать трудности и про­тиворечия. Никоим образом! Как только мы рисуем себе этот принцип не изолированно, не отвлеченно, а на фоне конкретной обстановки, в реальных условиях жизни ре­бенка в коллективе,- перед нами выступает вся его слож­ность, и трудности, и даже противоречия, с которыми при­ходится встречаться на путях его осуществления.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.