Новые взгляды в дошкольном воспитании
Всякий, кто хорошо знаком с повседневной жизнью детского сада, легко отмечает, какие в ней заложены богатые возможности для проявления и расцвета детской индивидуальности. В детском саду ребенок чувствует себя равным среди равных. Этот факт, с одной стороны, открывает возможность детской индивидуальности без всякой помехи проявить себя в самых разнообразных формах и, с другой, является естественным и сильным возбудителем детской активности, так как именно это равенство прав и обязанностей требует от ребенка напряжения личных усилий и инициативы для того, чтобы он мог утвердить себя как личность. Далее, столь характерные для ребенка любовь и стремление к подражанию находят в условиях жизни детского коллектива широкую арену для своего реального проявления, которое далеко не всегда приводит к простому механическому копированию, а часто служит средством для заимствования образцов поведения, технических приемов, оборотов речи. Такого рода заимствования обогащают ребенка и являются предпосылкой и условием развития его самостоятельного творчества.
Я далеко не исчерпал всех условий жизни детского сада, благоприятствующих разностороннему развитию детской индивидуальности. Но сказанного достаточно для того, чтобы признать в самой организации жизни детского сада наличие ярко выраженных элементов, действующих и как проявители детской индивидуальности, и как могущественные возбудители роста личности ребенка в ее неповторимом своеобразии.
Ясность и обязательность принципа индивидуализации в воспитании вовсе не говорит о том, что принцип этот прост, что над ним не следует призадуматься, что нет надобности вникнуть в его сущность, что при его осуществлении не приходится преодолевать трудности и противоречия. Никоим образом! Как только мы рисуем себе этот принцип не изолированно, не отвлеченно, а на фоне конкретной обстановки, в реальных условиях жизни ребенка в коллективе,- перед нами выступает вся его сложность, и трудности, и даже противоречия, с которыми приходится встречаться на путях его осуществления.
Страницы: 1 2