Новые взгляды в дошкольном воспитании
Новые взгляды в дошкольном воспитании, открывающие перед ним перспективы прекрасного расцвета, можно в самой сжатой форме выразить в двух тесно связанных друг с другом лозунгах: «Больше уважения и доверия к воспитателю и его труду!», «Больше уважения к личности ребенка и веры в его творческие силы!» Первый лозунг находит свое практическое воплощение в том внимании, которое мы уделяем обмену педагогическим опытом, и в том усердии, с которым мы взялись за изучение его; второй – в том интересе, который к вопросам индивидуализации воспитания проявляют воспитатели-отличники и те, которые станут отличниками. Вопрос об изучении педагогического опыта, об его собирании и обобщении служил темой предыдущей статьи; тема настоящей- проблема индивидуализации воспитания ребенка в детском саду. Самый принцип индивидуализации не нов для нас и имеет большую и богатую историю. Более 100 лет назад друг детей Песталоцци (1746-1827) предостерегал от попытки «стричь всех детей под одну гребенку». Современник Песталоцци великий социалист-утопист Шарль Фурье (1772-1837) построил всю систему воспитания в рисовавшемся его воображению «строе гармонии» на принципе индивидуальных влечений («страстей»). Все выдающиеся русские педагоги с большим уважением и бережностью относились к индивидуальности ребенка и решительно высказывались против такой системы воспитания, которая приводит к нивелированию детей, к стиранию их индивидуальных особенностей, к водворению в детском коллективе элементов стадности.Для нас, однако, особое значение приобретает вопрос о том, какое место должен занимать принцип индивидуализации воспитания в условиях нашего строя жизни, говоря иначе, в каком отношении находится принцип индивидуализации к основам социалистической культуры, гармонирует ли он с ней или вступает в противоречие.
Метки: взгляд, перспективы, расцвет
Страницы: 1 2