Независимость характеристик


Независимость характеристик, однако, все же относительна. Так, В. А. Айзенштейн, принимавший участие в наших исследо­ваниях, использовал для изучения личности и ее способностей предложенный им «цепной» способ опроса, при котором каждый последующий вопрос, задававшийся опрашиваемому, конкретизи­ровал или развивал предыдущий. Такой прием можно использо­вать и при опросе ряда лиц так, чтобы каждый следующий опрос уточнял предыдущие.Независимые характеристики могут быть получены и на ос­нове наблюдения в условиях различных видов деятельности (учеб­ной, профессиональной, спортивной, общественной, бытовой и т. д.),.и на основе естественных экспериментов в этих видах дея­тельности, и, наконец, на основе индивидуальных эксперимен­тально-психологических или массовых тестовых испытаний. Ведь любой вид психологического эксперимента мы понимаем как ис­кусственно сформированную деятельность. Вместе с тем, посколь­ку число различных видов деятельностей в методе строго не ог­раничено, его можно применять и без экспериментальных дан­ных. В этом также заложен смысл слова «независимые». Но бо­лее всего мы хотим обобщение независимых характеристик (по­лученных в разном объеме) противопоставить заимствованию предвзятых мнений о человеке.
Наконец, говоря о методе обобщения независимых характе­ристик, необходимо подчеркнуть, что первоначальная, независи­мо от других составленная характеристика и итоговая характе­ристика, обобщающая сведения, полученные от других лиц и те­стовых испытаний, если они проводились, служат лишь приема­ми входящими в метод изучения способностей и психологиче­ской структуры личности.
Практическая цель изучения конкретной личности и способ­ностей состоит в[активном целенаправленном ее формировании и обосновании личностного подхода к ее воспитанию. В других случаях это будет психологический профессиональный’ отбор или профконсультация. Но изучение личности может преследовать и теоретические цели. Вставляя в определение метода слово «ха­рактеристики», мы хотим напомнить, что изучение личности и составление характеристик не представляют собой самоцель, как это нередко практически бывает.
Психологическая характеристика личности может быть в раз­личной степени широкой, более или менее всесторонне рассматри­вающей особенности личности. Разная степень глубины харак­теристики определяется раскрытием наиболее существенных, ино­гда не сразу заметных черт личности. При поверхностной харак­теристике резко бросающиеся в глаза черты личности выдаются за наиболее существенные. Характеристика именно потому и должна быть по возможности широкой, чтобы не пройти мимо существенных качеств личности, чтобы не подменить главное вто­ростепенным.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.