Нервная система


31Нервная система, отличаясь морфологическими особенностями и функциональной незрелостью, у новорожденного динамически изменяется под влиянием меняющихся условий внешней среды, дифференцируется морфологически и совершенствуется функционально, что все время сказывается на росте и развитии организма.
Головной мозг относительно больше и тяжелее, чем у взрослого. Мозговые извилины менее выражены. В возрасте 9-10 лет вес мозга ребенка приближается к весу мозга взрослого (1300 г), последующее нарастание идет медленно и завершается к 18 годам (1350-1400 г). Созревание отдельных элементов нервной системы продолжается после рождения: увеличивается объем коры мозга; в возрасте 1/2 лет можно обнаружить зрелую форму и структуру нервных клеток, однако этот процесс созревания клеток заканчивается обычно в 8 лет. Развитие умений и поведения ребенка в различные возрастные периоды (проф. Н. М. Щелованов, А. Н. Аксарина). К 2 месяцам. Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки. Длительно улыбается, когда а ним разговаривает взрослый. Следит за движущейся (перед глазами) игрушкой. К 3 месяцам. Громко смеется. В ответ на обращение к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног. Хорошо удерживает голову, долго лежит на животе, опираясь на предплечья. Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах. К 4 месяцам. По звуку определяет местоположение предмета и находит глазами взрослого, слыша его голос (отыскивает источник звука). Во время бодрствования находится в радостном состоянии: улыбается, издает громкие звуки, двигает выпрямленными руками, выпрямляет и сгибает ноги. Подолгу занимается висящими над грудью игрушками – ощупывает, захватывает их. Во время кормления придерживает руками бутылочку. К 5 месяцам. Узнает близких ему лиц (по-разному реагирует). Различает тон голоса, которым к нему обращаются. Подолгу певуче гулит. Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит у него над грудью. Долго удерживает в руке погремушку. Поднимает – корпус, долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке взрослого под мышки. К 6 месяцам. Произносит слоги. Свободно сам берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается. Передвигается по манежу, немного подползая. Хорошо ест с ложки, при виде пищи открывает рот, снимает пищу губами. Переворачивается с живота на спину. К 7 месяцам. Подолгу лепечет. При назывании взрослым ищет и находит взглядом предметы, расположенные в определенном месте. Играет погремушкой, стучит, размахивает ею. Хорошо ползает. Ровно стоит при поддержке за обе руки. К 8 месяцам. Громко повторно произносит различные слоги. По просьбе взрослого выполняет заученное движение «ладушки». Проявляет большую настойчивость, чтобы достать или отыскать привлекшую его внимание игрушку, выполняя при этом различные движения. Игрушками занимается долго; рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.