Мистическая форма


Идея об активной, творческой и созидающей природе человека впервые была высказана, хотя и в туманной, мистической форме, в «Феноменологии духа» Гегелем: «Деятельный дух преобразовал себя из состояния «суб­станции» в состояние «субъекта». В этой идее Маркс усматривает величие его произведения, в котором он схватывает сущность труда и понимает человека как ре­зультат его собственного труда.Человеческая личность является в одно и то же вре­мя и «продуктом» истории, и созидающим фактором, так как настоящий, истинный субъект истории – не история, а люди.
И действительно, «История не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается ни в каких битвах»!.. «История» не есть ка­кая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. Историй­ке что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»
Вот какова подлинная сущность, мощь и величие личности человека: это он совершает все, это он облада­ет всеми возможными силами и богатством, это он доби­вается своей борьбой в коллективе себе подобных в про­цессе исторического развития.
Преодолевая антагонистические социально-классо­вые противоречия, человек труда, принадлежащий к классу – созидателю всех благ жизни, постепенно при­обретает знания, опыт, умение и осознает интересы и исторические задачи своего класса.
В новом обществе прогресс науки и техники сливает­ся с великими принципами реального гуманизма, при котором свободное и всестороннее развитие личности че­ловека становится самоцелью (К. Маркс). Проблема все­стороннего развития личности является важнейшей про­блемой становления бесклассового общества. Эта про­блема человека связана с проблемой социалистического гуманизма в целом. И это, по мнению Ф. В. Константи­нова, сделает более эффективной борьбу с буржуазной философией и идеологией. На XXV съезде партии про­блема человека была поставлена как вопрос первосте­пенной важности.
Сущность и закономерности структуры, становления и прижизненного развития человеческой личности зало­жены и раскрываются в методологическом принципе вну­тренней двойственности сознания личности. Этот фунда­ментальный методологический принцип был открыт и из­ложен в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, в которых они выдвинули положение о двойственности сущности чело­века- с одной стороны, как «субъекта природы», а с дру­гой- как «субъекта общества». На этой идее и построе­но все содержание и выводы данной монографии.
По мере своего индивидуального развития личность постепенно освобождается от биологической зависимо­сти, от стихийных природных факторов извне и изнутри. В результате биология ее становится подлинно человече­ской. Тогда личность в социальном и биологическом ас­пектах формируется в относительно свободное, независи­мое и самоуправляющее существо, способное в коллек­тиве активно адаптироваться, изменять окружающую среду, создавать «вторую очеловеченную природу».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.