Мистическая форма
Идея об активной, творческой и созидающей природе человека впервые была высказана, хотя и в туманной, мистической форме, в «Феноменологии духа» Гегелем: «Деятельный дух преобразовал себя из состояния «субстанции» в состояние «субъекта». В этой идее Маркс усматривает величие его произведения, в котором он схватывает сущность труда и понимает человека как результат его собственного труда.Человеческая личность является в одно и то же время и «продуктом» истории, и созидающим фактором, так как настоящий, истинный субъект истории – не история, а люди.
И действительно, «История не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается ни в каких битвах»!.. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. Историйке что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»
Вот какова подлинная сущность, мощь и величие личности человека: это он совершает все, это он обладает всеми возможными силами и богатством, это он добивается своей борьбой в коллективе себе подобных в процессе исторического развития.
Преодолевая антагонистические социально-классовые противоречия, человек труда, принадлежащий к классу – созидателю всех благ жизни, постепенно приобретает знания, опыт, умение и осознает интересы и исторические задачи своего класса.
В новом обществе прогресс науки и техники сливается с великими принципами реального гуманизма, при котором свободное и всестороннее развитие личности человека становится самоцелью (К. Маркс). Проблема всестороннего развития личности является важнейшей проблемой становления бесклассового общества. Эта проблема человека связана с проблемой социалистического гуманизма в целом. И это, по мнению Ф. В. Константинова, сделает более эффективной борьбу с буржуазной философией и идеологией. На XXV съезде партии проблема человека была поставлена как вопрос первостепенной важности.
Сущность и закономерности структуры, становления и прижизненного развития человеческой личности заложены и раскрываются в методологическом принципе внутренней двойственности сознания личности. Этот фундаментальный методологический принцип был открыт и изложен в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, в которых они выдвинули положение о двойственности сущности человека- с одной стороны, как «субъекта природы», а с другой- как «субъекта общества». На этой идее и построено все содержание и выводы данной монографии.
По мере своего индивидуального развития личность постепенно освобождается от биологической зависимости, от стихийных природных факторов извне и изнутри. В результате биология ее становится подлинно человеческой. Тогда личность в социальном и биологическом аспектах формируется в относительно свободное, независимое и самоуправляющее существо, способное в коллективе активно адаптироваться, изменять окружающую среду, создавать «вторую очеловеченную природу».
Метки: состояние, сущность, форма
Страницы: 1 2