Сущность и закономерности структуры развития личности
1. Сущность и закономерности структуры, становления и прижизненного развития человеческой личности заложены в методологическом принципе внутренней двойственности сознания личности. Этот фундаментальный методологический принцип был открыт и изложен в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, в которых они выдвинули положение о двойственности сущности человека – с одной стороны, как «субъекта природы», и с другой – как «субъекта общества». На этой идее и построено все содержание и выводы данной монографии.2. По мере своего индивидуального развития личность на каждом уровне постепенно освобождается от биологической зависимости, от стихийных природных факторов извне и изнутри. В результате биология ее становится подлинно человеческой. Тогда личность в социальном и биологическом аспектах формируется в относительно свободное, независимое и самоуправляющее существо, способное в коллективе активно адаптироваться, изменять окружающую среду, создать «вторую очеловеченную природу».
3. За период длительной биологической и социальной эволюции человек приобретает экологически важные приспособительные психофизиологические механизмы: 1) биологические константы; гомеостаз (т. е. автоматизация внутрителесных функций); 2) подкорковые витальные автоматизмы; 3) наряду с указанными биологически врожденными механизмами автоматизма в спинальных, стволовых, подкорковых отделах центральной нервной системы существуют высшие корковые механизмы гностического привычного автоматизма. Весь богатейший опыт культуры, накопленный человечеством, осваивается длительным обучением, тренингом, воспитанием. Благодаря механизмам привычного гностического автоматизма вырабатываются постоянно действующие, стойкие навыки к сложным процессам физического и духовного труда.
4. Приспособительные механизмы автоматизации способствуют формированию двух уровней психической сферы – сознательного и неосознаваемого. Взаимно связанное функционирование этих сфер дает возможность неограниченного, непрерывного присвоения познавательной информации, навыков и умений, их систематизации, накопления и использования. Весь прижизненно накопленный опыт и знания в психической сфере личности в данный момент находятся в неосознаваемом состоянии. Наше сознание в бодрственном, активном периоде обладает способностью черпать постоянно и непрерывно из неосознаваемой сферы все то содержание, которое необходимо для познания и действия в определенной ситуации. Отсюда следует, что не существует двух изолированных, раздельно функционирующих миров психики человека- сознательного и неосознаваемого. Будучи на разных уровнях психического отражения, они тесно взаимосвязаны, генетически субординированы и дополняют друг друга.
5. Субъективный фактор, психическое содержание сознания становится определяющим и решающим фактором в деятельности личности благодаря единству и взаимопереходам субъективного и объективного. Наше понимание субъективного мира личности вовсе не исходит из замкнутого в себе внутреннего трансцендентного «мира». Общеизвестный факт биологического и социального приспособления к среде свидетельствует о повседневном жестком контроле и корригировании мыслей и поведения человека со стороны практики жизни, законов природы и общества.
Метки: положение, принцип, структура
Страницы: 1 2