Методы изучения способностей


Так, система отбора летчиков А. П. Нечаева, о которой речь шла в предыдущей главе, опиралась на аналитические тесты, а систе­ма С. Е. Минца – на синтетический аппарат Кронфельда. Ре­зультаты аналитических тестов обычно более доступны для структурного понимания. Синтетические же только тогда хоро­ши, когда по своей конструкции и методике применения преду­сматривают учитываемые ими соответствующие подструктуры и элементы деятельности. Примером может служить аппарат «Абдив», сконструированный В. Л. Марищуком (1959) и позво­ляющий исследовать скорость и точность психомоторики, внима­ние и эмоциональную устойчивость. Синтетические аппараты, не предусматривающие структурного анализа результатов их при­менения, создаются обычно под влиянием идей «гештальта», подменявшего структуру целостностью, и для анализа очень трудны.
В начале 20-х годов швейцарский психолог Г. Роршах пред­ложил новый тип – проективные (прожективные) тесты, якобы выявляющие «скрытые качества личности», не поддающиеся ма­тематической обработке. Трактовка результатов применения этих тестов целиком зависит от квалификации экспериментатора. В настоящее время широкое распространение получил создан­ный на их основе «метод тематической апперцепции» – ТАТ (от английского Thematic Apperception Test), предложенный еще в 30-40-х годах Мюрреем и состоящий из картин неопределенного, а иногда и противоречивого содержания, по каждой из которых испытуемый должен придумать рассказ. Для советских психоло­гов задача заключается в том, «чтобы, отбросив психоаналитиче­ские домыслы и терминологию, которые являются со­держанием самого метода ТАТ, использовать то ценное, что он может дать, осмыслив его с материалистических позиций, осно­ванных на понимании обусловленности реакций человека исто­рией развития и формирования его личности»3. Прогрессивность проективных тестов заключается в отказе от формальной трак­товки правильных ответов обычных тестов, которые и составляют суть тестирования, захлестнувшего в 20-30-х годах весь мир. Но слабость проективных тестов в том, что они в меньшей степени вскрывают воображение (третья подструктура) и интересы (пер­вая подструктура), чем опыт (вторая подструктура) и никак не позволяют судить о личности в целом.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.