Методы изучения способностей
Так, система отбора летчиков А. П. Нечаева, о которой речь шла в предыдущей главе, опиралась на аналитические тесты, а система С. Е. Минца – на синтетический аппарат Кронфельда. Результаты аналитических тестов обычно более доступны для структурного понимания. Синтетические же только тогда хороши, когда по своей конструкции и методике применения предусматривают учитываемые ими соответствующие подструктуры и элементы деятельности. Примером может служить аппарат «Абдив», сконструированный В. Л. Марищуком (1959) и позволяющий исследовать скорость и точность психомоторики, внимание и эмоциональную устойчивость. Синтетические аппараты, не предусматривающие структурного анализа результатов их применения, создаются обычно под влиянием идей «гештальта», подменявшего структуру целостностью, и для анализа очень трудны.
В начале 20-х годов швейцарский психолог Г. Роршах предложил новый тип – проективные (прожективные) тесты, якобы выявляющие «скрытые качества личности», не поддающиеся математической обработке. Трактовка результатов применения этих тестов целиком зависит от квалификации экспериментатора. В настоящее время широкое распространение получил созданный на их основе «метод тематической апперцепции» – ТАТ (от английского Thematic Apperception Test), предложенный еще в 30-40-х годах Мюрреем и состоящий из картин неопределенного, а иногда и противоречивого содержания, по каждой из которых испытуемый должен придумать рассказ. Для советских психологов задача заключается в том, «чтобы, отбросив психоаналитические домыслы и терминологию, которые являются содержанием самого метода ТАТ, использовать то ценное, что он может дать, осмыслив его с материалистических позиций, основанных на понимании обусловленности реакций человека историей развития и формирования его личности»3. Прогрессивность проективных тестов заключается в отказе от формальной трактовки правильных ответов обычных тестов, которые и составляют суть тестирования, захлестнувшего в 20-30-х годах весь мир. Но слабость проективных тестов в том, что они в меньшей степени вскрывают воображение (третья подструктура) и интересы (первая подструктура), чем опыт (вторая подструктура) и никак не позволяют судить о личности в целом.
Страницы: 1 2