Культурно-историческая теория
Культурно-историческая теория возникла незадолго до постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936). Такое достаточно близкое совпадение во времени привело к широкому распространению ошибочных взглядов, неправомерно использовавших и эту теорию, и это постановление. «Лысенковская волна» в биологии, усилив ошибочные взгляды на личность, вызывала широко распространенное отрицание способностей и прямое или скрытое отождествление их со знаниями и навыками. Деятельность человека все чаще стали понимать как непосредственный результат (реакцию) тех или иных социальных влияний (стимулов). Уточнение такой концепции, скатывающейся на позиции буржуазного социального бихевиоризма, еще до недавнего времени шло в основном по пути различения только «макро-» и «микросоциальных воздействий».Недооценка генетики отразилась и во взглядах на личность как отрицание чего бы то ни было врожденного, что по существу отбрасывало психологию к позициям Локка и Гельвеция. Конечно, никто из достаточно авторитетных психологов не «сводил» этих взглядов на личность в соответствующую теорию и не публиковал подобных высказываний. Такие высказывания просто «бытовали» в общественном сознании многих рядовых психологов и особенно педагогов.
На специальном совещании по проблемам личности, созванном в 1956 г., хотя и был выделен специальный раздел программы «Проблема способностей», в этот раздел вошли только теоретический доклад Б. Г. Ананьева «О взаимосвязях в развитии способностей и характера» и два экспериментальных доклада по изучению художественных (В. И. Киреенко) и летных (К. К Платонов) способностей. Остальные три доклада фактически относились к разделу «Общие вопросы психологии и личности»63. 0_Л. Рубинштейн, хотя непосредственно участия в совещании по проблемам личности не принимал, в эти годы усиленно работал над своей концепцией личности. Как и в «Основах общей психологии» (1940) и раньше в «Основах психологии» (1935), он исходил из принципа единства сознания и деятельности. Кроме того, в учении о личности С. Л. Рубинштейн впервые подробно разработал учение о направленности личности, впервые выделенное в самостоятельный раздел, объединяющий установки и тенденции, потребности, интересы и идеалы.
Метки: извращения, совпадение, теория
Страницы: 1 2