Культурно-историческая теория


Культурно-историческая теорияКультурно-историческая теория возникла незадолго до поста­новления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в систе­ме Наркомпросов» (1936). Такое достаточно близкое совпадение во времени привело к широкому распространению ошибочных взглядов, неправомерно использовавших и эту теорию, и это постановление. «Лысенковская волна» в биологии, усилив оши­бочные взгляды на личность, вызывала широко распространенное отрицание способностей и прямое или скрытое отождествление их со знаниями и навыками. Деятельность человека все чаще стали понимать как непосредственный результат (реакцию) тех или иных социальных влияний (стимулов). Уточнение такой кон­цепции, скатывающейся на позиции буржуазного социального бихевиоризма, еще до недавнего времени шло в основном по пу­ти различения только «макро-» и «микросоциальных воздейст­вий».Недооценка генетики отразилась и во взглядах на личность как отрицание чего бы то ни было врожденного, что по существу отбрасывало психологию к позициям Локка и Гельвеция. Конеч­но, никто из достаточно авторитетных психологов не «сводил» этих взглядов на личность в соответствующую теорию и не пуб­ликовал подобных высказываний. Такие высказывания просто «бытовали» в общественном сознании многих рядовых психоло­гов и особенно педагогов.
На специальном совещании по проблемам личности, созван­ном в 1956 г., хотя и был выделен специальный раздел програм­мы «Проблема способностей», в этот раздел вошли только тео­ретический доклад Б. Г. Ананьева «О взаимосвязях в развитии способностей и характера» и два экспериментальных доклада по изучению художественных (В. И. Киреенко) и летных (К. К Пла­тонов) способностей. Остальные три доклада фактически отно­сились к разделу «Общие вопросы психологии и личности»63. 0_Л. Рубинштейн, хотя непосредственно участия в совещании по проблемам личности не принимал, в эти годы усиленно рабо­тал над своей концепцией личности. Как и в «Основах общей психологии» (1940) и раньше в «Основах психологии» (1935), он исходил из принципа единства сознания и деятельности. Кроме того, в учении о личности С. Л. Рубинштейн впервые подробно разработал учение о направленности личности, впервые выделен­ное в самостоятельный раздел, объединяющий установки и тен­денции, потребности, интересы и идеалы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.