Методика анализа характера


Общие требования к этим методам могут быть сформулиро­ваны следующим образом.
1. Материалы должны точно протоколироваться, чтобы возможна была их проверка.
В результате применения каждого характерологического ме­тода должен быть составлен документ. Это требование не всегда удовлетворяется. Например, исследователь не дает протоколов наблюдений, а это ведет к тому, что трудно бывает в этом слу­чае дать правильную оценку примененному методу.
2. Методы должны быть надежными. Надежность опреде­ляется разными способами. Один способ — вычисление корреля­ции между двумя половинами метода (например, если предло­жено 20 задач, то коррелируются показатели решения четных задач с решением нечетных задач). Второй способ — вычисление корреляции между двумя вариантами метода, примененными к одним и тем же лицам. Имея в виду динамичность характера, не следует понимать надежность методов его изучения как устой­чивость показателей через длительные промежутки времени. Тре­бование надежности методов изучения характера иногда нару­шается. На основании одной беседы делаются выводы. Но оста­ется вопрос: если повторить на следующий день беседу или, же если побеседует с данным человеком другое лицо, не произой­дут ли в словесном отчете этого человека существенные изме­нения?
3. Методика должна быть объективной. С этой точки зре­ния при изучении характера следует исходить из конкретной дея­тельности и поступков человека. Если, как это было выше пока­зано, характер наиболее существенным образом проявляется в деятельности: трудовой, учебной, общественной, игровой, то в этих сферах жизни человека надо, прежде всего, искать индика­торы характера.
Надо делать попытки так моделировать проявления характе­ра, чтобы получить, возможно, больше экспериментальных пока­зателей. Пока еще достижения в экспериментальной характеро­логии незначительны, и поэтому, как будет показано ниже, тре­бовать всегда экспериментального обоснования в характероло­гии не следует.
4. Каждый метод изучения характера должен обладать так называемой валидностью, т. е. соответствием его назначению, в частности диагностической и прогностической значимостью. Нельзя дать оценку методу, если не иметь критерии его валидности. Можно различать критерии внутренние, которые заключа­ются в результативности метода, и внешние, когда апробация данного метода делается с помощью других более апробирован­ных методов. Пример внутреннего критерия: беседы с учениками о целеустремленности позволили установить взгляды учащихся на эту черту характера, существующие ошибки в ее понимании и те области, в которых, по мнению учащихся, эта черта наиболее проявляется. Пример внешнего критерия: экспериментальное изучение настойчивости ученика проверяется корреляцией с пока­зателями настойчивости как результата продолжительных на­блюдений над этим учеником педагогами.
Валидность метода означает его жизненность — это тре­бование предостерегает против абстрактных схематических по­строений, тех артефактов, которые часто запутывают, а не разъ­ясняют жизненные явления.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.