Методика анализа характера
Общие требования к этим методам могут быть сформулированы следующим образом.
1. Материалы должны точно протоколироваться, чтобы возможна была их проверка.
В результате применения каждого характерологического метода должен быть составлен документ. Это требование не всегда удовлетворяется. Например, исследователь не дает протоколов наблюдений, а это ведет к тому, что трудно бывает в этом случае дать правильную оценку примененному методу.
2. Методы должны быть надежными. Надежность определяется разными способами. Один способ — вычисление корреляции между двумя половинами метода (например, если предложено 20 задач, то коррелируются показатели решения четных задач с решением нечетных задач). Второй способ — вычисление корреляции между двумя вариантами метода, примененными к одним и тем же лицам. Имея в виду динамичность характера, не следует понимать надежность методов его изучения как устойчивость показателей через длительные промежутки времени. Требование надежности методов изучения характера иногда нарушается. На основании одной беседы делаются выводы. Но остается вопрос: если повторить на следующий день беседу или, же если побеседует с данным человеком другое лицо, не произойдут ли в словесном отчете этого человека существенные изменения?
3. Методика должна быть объективной. С этой точки зрения при изучении характера следует исходить из конкретной деятельности и поступков человека. Если, как это было выше показано, характер наиболее существенным образом проявляется в деятельности: трудовой, учебной, общественной, игровой, то в этих сферах жизни человека надо, прежде всего, искать индикаторы характера.
Надо делать попытки так моделировать проявления характера, чтобы получить, возможно, больше экспериментальных показателей. Пока еще достижения в экспериментальной характерологии незначительны, и поэтому, как будет показано ниже, требовать всегда экспериментального обоснования в характерологии не следует.
4. Каждый метод изучения характера должен обладать так называемой валидностью, т. е. соответствием его назначению, в частности диагностической и прогностической значимостью. Нельзя дать оценку методу, если не иметь критерии его валидности. Можно различать критерии внутренние, которые заключаются в результативности метода, и внешние, когда апробация данного метода делается с помощью других более апробированных методов. Пример внутреннего критерия: беседы с учениками о целеустремленности позволили установить взгляды учащихся на эту черту характера, существующие ошибки в ее понимании и те области, в которых, по мнению учащихся, эта черта наиболее проявляется. Пример внешнего критерия: экспериментальное изучение настойчивости ученика проверяется корреляцией с показателями настойчивости как результата продолжительных наблюдений над этим учеником педагогами.
Валидность метода означает его жизненность — это требование предостерегает против абстрактных схематических построений, тех артефактов, которые часто запутывают, а не разъясняют жизненные явления.
Метки: материал, метод, протокол
Страницы: 1 2