Конкретность детского мышления
В словаре нашего ребенка только в небольшом количестве имелись родовые определения (растение, животное, дерево, цвет, человек, мужчина, женщина и др.). Рядом с конкретностью надо поставить еще одну ярко выступающую черту детского мышления – синкретизм. Еслиv конкретность, резко отграничивая любой предмет или любое лицо от других, делает каждый из них близким ребенку, эмоционально с ним связанным и таким образом облегчает ему ориентировку в окружающем его хаосе вещей, то синкретизм, наоборот, приходит на помощь ребенку тем, что он стирает грани между понятиями, сближает на основе чисто внешнего сходства одни обозначения с другими. Этот синкретизм особенно часто обнаруживается в разговорах ребенка со взрослыми, когда последние употребляют непонятные для первого слова. Ребенок не задумывается над смыслом непонятных слов: важно показать и себе самому и собеседнику, что он все знает. К. Чуковский в своей книжке «Маленькие дети» дает многочисленные образцы такого синкретического мышления: «Ржавчина – это лошадь заржала», «Лодырь – это кто делает лодки». У нашей девочки «басом» («крикнул малюточка басом» из стихотворения Некрасова) – это имя мальчика. Или вот еще! Девочку спрашивают: «Ты умная или глупая, как ты считаешь?» Она отвечает: «Один, два, три, четыре» и т. д. Все эти сопоставления и замещения ограждают ребенка от грозящей ему опасности быть застигнутым врасплох и почувствовать себя приниженным.
Обе рассмотренные нами черты – конкретность и синкретизм – дают нам возможность понять другую особенность детского мышления, особенность, которая наряду с рассмотренными уже нами чертами мыслительной деятельности ребенка характеризует не только первые стадии’ эволюции мышления отдельного человека, но и мышление человечества на заре его культурного развития. Мы имеем в виду то особое значение, которое имеет для ребенка слово. Это значение, как мы уже говорили, качественно совершенно отлично от того, которое слово имеет для взрослого. Для нас слово – символ, подвижный, легко отделимый от того предмета, который оно обозначает, это своего рода алгебраический знак. Для ребенка слово неразрывно связано с предметом, слито с ним как одно из его неотъемлемых свойств. Слово, по прекрасному выражению Wallona, не символическая замена (субститут) предмета, а одно из его важных атрибутов.
Страницы: 1 2