Конкретность детского мышления


В словаре нашего ребенка только в небольшом коли­честве имелись родовые определения (растение, животное, дерево, цвет, человек, мужчина, женщина и др.). Рядом с конкретностью надо поставить еще одну ярко выступающую черту детского мышления – синкре­тизм. Еслиv конкретность, резко отграничивая любой предмет или любое лицо от других, делает каждый из них близким ребенку, эмоционально с ним связанным и та­ким образом облегчает ему ориентировку в окружающем его хаосе вещей, то синкретизм, наоборот, приходит на по­мощь ребенку тем, что он стирает грани между понятиями, сближает на основе чисто внешнего сходства одни обозна­чения с другими. Этот синкретизм особенно часто обнару­живается в разговорах ребенка со взрослыми, когда по­следние употребляют непонятные для первого слова. Ребенок не задумывается над смыслом непонятных слов: важно показать и себе самому и собеседнику, что он все знает. К. Чуковский в своей книжке «Маленькие дети» дает многочисленные образцы такого синкретического мышления: «Ржавчина – это лошадь заржала», «Ло­дырь – это кто делает лодки». У нашей девочки «басом» («крикнул малюточка басом» из стихотворения Некрасо­ва) – это имя мальчика. Или вот еще! Девочку спрашива­ют: «Ты умная или глупая, как ты считаешь?» Она отве­чает: «Один, два, три, четыре» и т. д. Все эти сопоставления и замещения ограждают ребенка от грозящей ему опас­ности быть застигнутым врасплох и почувствовать себя приниженным.
Обе рассмотренные нами черты – конкретность и син­кретизм – дают нам возможность понять другую особен­ность детского мышления, особенность, которая наряду с рассмотренными уже нами чертами мыслительной деятель­ности ребенка характеризует не только первые стадии’ эволюции мышления отдельного человека, но и мышление человечества на заре его культурного развития. Мы имеем в виду то особое значение, которое имеет для ребенка слово. Это значение, как мы уже говорили, качественно совершенно отлично от того, которое слово имеет для взрослого. Для нас слово – символ, подвижный, легко отделимый от того предмета, который оно обозначает, это своего рода алгебраический знак. Для ребенка слово не­разрывно связано с предметом, слито с ним как одно из его неотъемлемых свойств. Слово, по прекрасному выра­жению Wallona, не символическая замена (субститут) предмета, а одно из его важных атрибутов.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.