Конкретность детского мышления
Не менее характерной для раннего детского мышления чертой, чем аутизм, является его конкретность. Для ребенка каждый предмет и каждое явление занимают и во времени и в пространстве единственное, им лишь принадлежащее место, а это место находится всегда в самой тесной близости с его личностью. Когда ребенок говорит о корове или лошади, он имеет в виду определенную корову, ту, которая дает ему молоко, определенную лошадь, ту, на которой его знакомый дядя ездит. Конкретность детского мышления проявляется ярко в счете. Для ребенка вначале не существует отвлеченного числа. Можно сказать, что ребенок знает лишь именованные числа. Число неотделимо от предметов. Вот иллюстрация к сказанному.Н. (2,11,11) считает сидящих за столом, указывая поочередно на каждого пальцем. Когда ей предлагают включить в счет и няню, она, дойдя до нее, указывает пальцем по направлению к кухне. Когда отец предложил Н. сосчитать всех за столом, за исключением Г. (брата), Н. стала считать и, дойдя до брата, сказала: «Г-ша, уходи».
В первые три года ребенок не способен не только к отвлеченному мышлению, но и к образованию групповых или родовых названий. Только к концу четвертого года вместе с накоплением опыта и увеличением способности подмечать сходства и различия ребенок начинает ощущать потребность в усовершенствовании слова как орудия мысли, в приобретении словесных символов, годных для обозначения целых групп или классов предметов, в чем-либо существенном сходных между собой. Подобно тому как в свое время ребенок в поисках слов-названий обращался к взрослым с вопросами: «Что это такое»?, «Как называется?», так теперь он обращается с вопросами: «Что такое животное?», «Что такое растение?», классифицирует предметы на длинные, короткие, большие, маленькие и т. д. Однако этот процесс в рассматриваемом нами периоде только «намечается.
Метки: аутизм, конкретность, предмет
Страницы: 1 2