Конкретность детского мышления


Конкретность детского мышленияНе менее характерной для раннего детского мышле­ния чертой, чем аутизм, является его конкретность. Для ребенка каждый предмет и каждое явление занимают и во времени и в пространстве единственное, им лишь принадлежащее место, а это место находится всегда в самой тесной близости с его личностью. Когда ребенок говорит о корове или лошади, он имеет в виду определен­ную корову, ту, которая дает ему молоко, определенную лошадь, ту, на которой его знакомый дядя ездит. Конкрет­ность детского мышления проявляется ярко в счете. Для ребенка вначале не существует отвлеченного числа. Мож­но сказать, что ребенок знает лишь именованные числа. Число неотделимо от предметов. Вот иллюстрация к ска­занному.Н. (2,11,11) считает сидящих за столом, указывая по­очередно на каждого пальцем. Когда ей предлагают вклю­чить в счет и няню, она, дойдя до нее, указывает пальцем по направлению к кухне. Когда отец предложил Н. со­считать всех за столом, за исключением Г. (брата), Н. стала считать и, дойдя до брата, сказала: «Г-ша, уходи».
В первые три года ребенок не способен не только к от­влеченному мышлению, но и к образованию групповых или родовых названий. Только к концу четвертого года вместе с накоплением опыта и увеличением способности подмечать сходства и различия ребенок начинает ощущать потребность в усовер­шенствовании слова как орудия мысли, в приобретении словесных символов, годных для обозначения целых групп или классов предметов, в чем-либо существенном сходных между собой. Подобно тому как в свое время ребенок в поисках слов-названий обращался к взрослым с вопроса­ми: «Что это такое»?, «Как называется?», так теперь он обращается с вопросами: «Что такое животное?», «Что та­кое растение?», классифицирует предметы на длинные, короткие, большие, маленькие и т. д. Однако этот про­цесс в рассматриваемом нами периоде только «намеча­ется.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.