Классические исследования в области философии


Классические исследования в области философииКлассические исследования в об­ласти философии, экономики и политики реальные пути освобождения человечества от страданий, гнета и экс­плуатации человека человеком? Разве гуманитарные и естественные науки не направлены на развитие культуры и просвещения, на повышение сознательного и нравст­венного уровня среды населения?А. А. Александров указывает на ошибочную позицию Ж. Ж. Руссо, который, видя мерзость «образованного общества», приписывал эту мерзость самому образова­нию, знанию, а не классовой сущности общества того времени. Автор пишет, что Ж. Ж. Руссо противопоста­вил знание добродетели, договорился до восхваления невежества с сожжением книг. Он писал: «Рассказыва­ют, что калиф Омар на вопрос о том, как поступить с
Александрийской библиотекой, отвечал следующим об­разом: «Если книги этой библиотеки содержат вещи, противоречащие Корану – они дурны и надобно их сжечь. Если же они содержат лишь истины Корана, то надлежит их сжечь, ибо они излишни…». Однако если бы заменить калифа Омара папой Григорием Великим, а Коран Евангелием, то библиотека также была бы сож­жена, и это было бы, быть может, самым прекрасным деянием в жизни этого знаменитого первосвященника».
Конечно, общеизвестны и велики заслуги Ж. Ж. Рус­со как одного из идеологов французской революции XVIII столетия, однако ошибочная концепция его пока­зала недопустимость противопоставления знания нрав­ственности.
Рассматривая проблему отношения науки к мораль­ным устоям общества с различных сторон, нужно ска­зать, что научные открытия в классово-антагонистиче­ском обществе, конечно, могут служить антигуманным и разрушительным целям. В. С. Марков на заседании «За круглым столом», организованном редакцией жур­нала «Вопросы философии», говорил, что антиномия на­уки и морали на поверхности обнаруживает себя либо как обесценивание научных достижений с точки зрения морали, либо как разрушение морали в результате рази вития науки. Однако обесценивается не всякая наука, а лишь наука, предавшая забвению свои социальные! функции либо выполняющая эти функции в том уродливом, извращенном виде, какой навязан классово-антагонистическим обществом. На этом же совещании Э. Ю. Соловьев справедливо указал, что наука внутренне этична, этична в той мере, в какой она вообще реализует идеал объективного по­знания, и приложение к ней любого иного ценностного мерила было бы пустым и вредным морализированием2.
Историк, философ А. Тойнби говорил, что техниче­ский прогресс никогда не сопровождался моральным и духовным прогрессом: мораль статична, а техника дина­мична, и разрыв между техническим уровнем и социаль­ным и нравственным развитием человечества постоянно увеличивается. Не соглашаясь с таким положением, П. Н. Федосеев совершенно справедливо отмечает, что главная наша установка в понимании проблем современ­ной цивилизации – идеи единства научно-технического, социального и нравственного прогресса.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.