Каким же образом влияет личный пример на характер человека?


Эффективное следование примеру может протекать в направлении как точного копирования (конечно, несовершенного), так и усвоения основного типа характера, в который вносятся некоторые изменения. Андрей не копирует своего отца, а работает над своим характером, стремясь выработать те черты, которые нашли конкретное выражение в личности и деятельности отца.
Отмечены случаи, когда подражание сопровождается известной борьбой. Так противоположные по характеру и не связанные дружбой отличницы Ася и Искра подражают одна другой, тщательно скрывая это и даже не совсем отдавая себе отчет в этом подражании.
Эффективному следованию примеру могут мешать противоречия в самом примере, столкновения между несколькими примерами и неумение дать оценку выбранному примеру. Если в какой-либо из поворотных моментов жизни ученик окажется лицом к лицу с примером без руководства, то он может один не справиться с оценкой этого примера и выберет яркое, но плохое, так как ничего другого столь же яркого не будет противопоставлено.
В качестве условий устойчивости влияния примера можно отметить яркость и устойчивость самого примера, устойчивость потребности в примере, степень глубины влияния, возможность практически осуществить свое следование примеру и соответствие примера другим воздействиям, наиболее сильно отражающимся на данном ученике. Устойчивость влияния примера еще не всегда свидетельствует о его большой эффективности, а также о его ценности. Влияние может быть неглубоким, относиться к второстепенной стороне личности и вместе с тем быть продолжительным.
Проведенная нами работа по изучению роли примера в формировании характера может пролить некоторый свет на психологию воздействия и других факторов. Например, наличие потребности улучшить свой характер служит условием не только легкости и силы влияния примера, но также и эффективности другого рода воздействия на характер.
Учителю принадлежит руководящая роль в учебно-воспитательной работе в школе. Поэтому при рассмотрении роли примера в формировании характера учащихся следует особо выделить значение авторитета и личного примера педагога.
К. Д. Ушинский раскрыл значение личности учителя в воспитательном процессе. «… Воспитательная сила,- писал он,- изливается только из живого источника человеческой личности». Глубоко влиять может лишь сильная личность. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.