Изменения в характере


05Очень редко превращение черты характера в противоположную сторону происходит без переходного этапа психического состояния. Такие редкие повороты характера не исключают этапа психического состояния, но он в этих случаях краток и иногда даже самому человеку незаметен. Далее, резкие кризисы характера происходят под действием чрезвычайно сильных стимулов. Наконец, эти кризисы связаны с индивидуальными особенностями человека: самокритичностью, впечатлительностью, отсутствием предвзятости, решительностью и др.
Нередко переворот в характере только кажется внезапным, на самом же деле он длительное время незаметно подготавливается. Тогда появляется особое психическое состояние, при котором человек остро сознает внезапность и резкость изменения в своем характере.
Иногда ситуация создает такое психическое состояние, которое отличается своей противоречивостью, неопределенностью. При закреплении и обобщении такого состояния у человека возникает двойственность характера, неуверенность в себе, нерешительность и др.
К внутренним условиям формирования характера относится также отношение человека к поступкам и психическое состояние, переживаемое при его совершении. Под поступком, как указывалось выше, следует понимать действие, подлежащее моральной оценке и имеющее существенное значение для характеристики человека.
Салтыков-Щедрин высказал очень тонкую и правильную мысль, что для воспроизведения (т.е. изображения) всего человека и правдивой его оценки необходимо знать не только те поступки, которые этот человек совершает, но и те, которые он, несомненно, совершил бы, если бы умел или осмелился их совершить. Необходимо знать готовность человека совершить такого рода поступки, живучесть, стремление их совершить, хотя обычно человек поневоле от них отказывается. Педагогам хорошо известны ученики, не проявляющие отрицательных черт своего характера в поступках только потому, что опасаются неприятных последствий, а там, где эти опасения не существуют, они показывают свое подлинное лицо. Педагогам, родителям и учителям кажется иногда неожиданным проступок ученика только потому, что они не старались познать его готовности к хорошим и дурным поступкам.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.