Исследования Матюшиной


По исследованию Н. М. Матюшиной для сдерживания своих непосредственных желаний дети пользуются разны мотивами: запретом взрослых, поощрениями и наградами, наказаниями, «собственным словом», причем у детей 5-7 лет гораздо больше, чем у детей 3-5 лет, имеет силу мот «собственное слово»; дети 3-5 лет склонны главным образ руководствоваться такими мотивами, как поощрения – награда; наказание – исключение. Отмеченная в данном исследовании закономерность не исключает разнообразия индивидуальных особенностей. В любой дошкольной группе можно найти детей, действующих по каждому из указанных четырех мотивов.
Есть у детей дошкольного возраста и некоторые проявления волевых черт характера.
В работе В. Мануйленко показано, что детям 3-4 контроль над двигательным поведением недоступен (мы предпочли бы сказать почти недоступен), но в 6-7 лет эти же дети проявляют значительную устойчивость «тормозного контроля».
Из повседневных наблюдений видно, что дошкольники в состоянии отсрочивать действие, ожидать, сдерживать непосредственные реакции, однако к сколько-либо продолжительной выдержке они не способны.
В экспериментальном исследовании А. Н. Голубевой имеются данные о проявлении у детей дошкольного возраста настойчивости.
Настойчивость детей данного возраста нуждается в частом подкреплении, например в знаках одобрения при успехе.
Если у школьников и взрослых людей настойчивость часто коррелирует с уверенностью, то дошкольники нередко обнаруживают недостаток настойчивости в силу слишком большой и несознательной самоуверенности, недооценки трудностей.
Волевые компоненты характера у дошкольников настолько разрозненны и ситуативные, что понятия силы воли и твердости характера в отношении детей этого возраста могут применяться с большими оговорками.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.