Индивидуальные особенности в регуляции деятельности


25Свойства темперамента — это индивидуальные осо­бенности в регуляции деятельности. Однако динамика деятельности изменяется в зависимости не только от регулирующих процессов, но и от целого ряда других психологических условий.
Среди этих условий надо выделить, прежде всего, со­держание познавательной деятельности. Динамика деятельности в большой степени зависит от того, как испы­туемый осознает объективные условия и требования деятельности. Так, например, скорость двигательной ре­акции может зависеть от узнавания предмета – раздражи­теля, на который надо реагировать, от точности запечатления и воспроизведения инструкции, от осмысливания задачи на какой предмет нужно реагировать. Следо­вательно, при изучении темперамента необходимы на­дежные объективные критерии, чтобы установить, что наблюдаемые свойства динамики процесса не зависят от содержания познавательной деятельности. Наилучшим образом это достигается тогда, когда предъявляемые задания настолько элементарны, что индивидуальные различия в содержании познавательной деятельности становятся очень мало вероятны. Таковы, например, обычные опыты с простой реакцией или реакцией узна­вания на элементарные раздражители, выстукивание простого ритма, ощупывание предмета и т. п.
Это условие, однако, не применимо в том случае, ко­гда мы хотим проследить проявления темперамента в динамике какой – либо познавательной деятельности, на­пример в скорости ассоциативных процессов, или скоро­сти мышления. В таком случае индивидуальные разли­чия в динамике проявятся только тогда, когда позна­вательная задача достаточно сложна. Вместе с тем ин­дивидуальные различия не должны зависеть от содер­жания познавательной деятельности. Это возможно в той степени, в какой мы уравниваем содержание позна­вательной деятельности у разных испытуемых.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.