Индивидуальные мотивы деятельности
Индивидуальными мотивами деятельности обусловлены главным образом цели и задачи деятельности, «позиция личности», а в известной степени и способы действия, поскольку они с необходимостью вынуждаются целями и задачами. Поэтому индивидуальная «позиция личности» — это нечто преимущественно сформированное условиями деятельности и требованиями воспитания. Наоборот, индивидуальный характер реакций и способов действия, а также те специфические ситуации, в которых проявляются эти черты характера, в той степени, в какой они обусловлены темпераментом, создаются и выбираются самой индивидуальностью.
Отсюда вытекает также, что и пути, и принципы индивидуализации воспитания совершенно различны в зависимости от того, какую сторону индивидуальности они учитывают. Если индивидуальные приемы воспитания исходят из индивидуальной «позиции личности», т. е. индивидуальных мотивов деятельности, то основной путь индивидуального воспитания заключается в индивидуальных целях, задачах и требованиях, предъявляемых воспитателем ребенку. Что же касается способов действия и характера реакций, наиболее целесообразных для осуществления данных целей и задач, то они могут быть усвоены путем воспитания соответствующих привычек и навыков.
Если же индивидуальные приемы воспитания исходят не только из индивидуальной «позиции личности», но и из черт характера, обусловленных темпераментом, тогда воспитатель не ограничивается индивидуализацией целей, задач и требований, но ищет наиболее целесообразные для данного ребенка способы действия; притом эти способы действия не могут быть просто выучены ребенком, они должны быть созданы в соответствии с его темпераментом.
Метки: воспитание, прием, требования
Страницы: 1 2