Идейное содержание и уровень обобщенности системы мотиво
В детской клинике точно так же часто встречаются неврозы на почве перенапряжения, вызванного формированием новых привычек и навыков поведения. Некоторые такие случаи приводит Т. П. Симеон. Для малышей, в особенности боязливых, чрезмерно эмоциональных и неуверенных в себе, значительную роль в возникновении неврозов играет смена детского сада на школу с большим детским коллективом.
Между тем повышение функционального уровня нервной системы связано с временным изменением всех ее основных свойств. Поэтому по самой своей сущности оно предохраняет от перенапряжения нервных процессов. Отсюда вытекает, что в тех случаях, когда свойства темперамента не проявляются в поведении благодаря противодействующему влиянию положительного отношения личности, возможность невротических срывов или исключается, или, во всяком случае, значительно менее вероятна. С этой точки зрения интересен тот факт, что дети младшего школьного и подросткового возраста, участвовавшие во время Великой Отечественной войны в партизанской борьбе, несмотря на трудность и суровость повседневного быта, не давали реактивных нервных состояний Т. П. Симеон.
Таким образом, в психологическом и педагогическом отношении наиболее положительную роль в ограничении и преодолении отрицательных проявлений темперамента играют сознательные положительные отношения личности, связанные с высоким функциональным уровнем нервной системы.
Ограничивающее влияние отношений личности, а также навыков и привычек поведения на проявления темперамента тесно связано с уровнем возрастного развития и уровнем воспитания. С возрастом, по мере того как усложняются и расширяются объективные отношения ребенка с людьми, детским коллективом и обществом, формируются более сложные, содержательные и разносторонние отношения личности. Вместо элементарных отношений симпатии и антипатии, подчинения и господства и т. п. в дошкольном возрасте у младшего школьника и у подростка появляется все более сознательное отношение к учению, к пионерскому и комсомольскому коллективу, к труду. Поэтому все чаще и разнообразнее становятся случаи противоречий между проявлениями темперамента и отношениями личности. Чем старше ребенок, тем чаще и в большей степени проявления темперамента маскируются отношениями личности. Поэтому в раннем детстве поведение, гораздо более прямо и непосредственно обусловлено свойствами темперамента. Этим именно объясняется, что в этом возрасте тип темперамента легче распознается, чем в старшем возрасте и у взрослых. Помимо возраста, существенную роль играют и условия воспитания. От условий воспитания зависит содержание всей системы мотивов, определяющей отношения личности, а также степень их обобщенности и активности. Так, например, в зависимости от условий воспитания положительное отношение к учению может быть – мотивировано отметками, боязнью наказания, любознательностью, желанием быть полезным обществу и т. п.
Страницы: 1 2