Идейное содержание и уровень обобщенности системы мотиво


23В детской клинике точно так же часто встречаются неврозы на почве перенапряжения, вызванного форми­рованием новых привычек и навыков поведения. Некото­рые такие случаи приводит Т. П. Симеон. Для ма­лышей, в особенности боязливых, чрезмерно эмоцио­нальных и неуверенных в себе, значительную роль в воз­никновении неврозов играет смена детского сада на шко­лу с большим детским коллективом.
Между тем повышение функционального уровня нервной системы связано с временным изменением всех ее основных свойств. Поэтому по самой своей сущности оно предохраняет от перенапряжения нервных процес­сов. Отсюда вытекает, что в тех случаях, когда свойства темперамента не проявляются в поведении благодаря противодействующему влиянию положительного отноше­ния личности, возможность невротических срывов или исключается, или, во всяком случае, значительно менее вероятна. С этой точки зрения интересен тот факт, что дети младшего школьного и подросткового возраста, участвовавшие во время Великой Отечественной войны в партизанской борьбе, несмотря на трудность и суро­вость повседневного быта, не давали реактивных нерв­ных состояний Т. П. Симеон.
Таким образом, в психологическом и педагогиче­ском отношении наиболее положительную роль в огра­ничении и преодолении отрицательных проявлений тем­перамента играют сознательные положительные отно­шения личности, связанные с высоким функциональным уровнем нервной системы.
Ограничивающее влияние отношений личности, а так­же навыков и привычек поведения на проявления темпе­рамента тесно связано с уровнем возрастного развития и уровнем воспитания. С возрастом, по мере того как усложняются и расширяются объективные отношения ребенка с людьми, детским коллективом и обществом, формируются более сложные, содержательные и разно­сторонние отношения личности. Вместо элементарных отношений симпатии и антипатии, подчинения и господ­ства и т. п. в дошкольном возрасте у младшего школь­ника и у подростка появляется все более сознательное отношение к учению, к пионерскому и комсомольскому коллективу, к труду. Поэтому все чаще и разнообраз­нее становятся случаи противоречий между проявления­ми темперамента и отношениями личности. Чем старше ребенок, тем чаще и в большей степени проявления тем­перамента маскируются отношениями личности. Поэтому в раннем детстве поведение, гораздо более прямо и не­посредственно обусловлено свойствами темперамента. Этим именно объясняется, что в этом возрасте тип тем­перамента легче распознается, чем в старшем возрасте и у взрослых. Помимо возраста, существенную роль иг­рают и условия воспитания. От условий воспитания за­висит содержание всей системы мотивов, определяющей отношения личности, а также степень их обобщенности и активности. Так, например, в зависимости от условий воспитания положительное отношение к учению может быть – мотивировано отметками, боязнью наказания, лю­бознательностью, желанием быть полезным обществу и т. п.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.