Гуманистические идеи в психиатрии
Гуманистические идеи в психиатрии имеют давние традиции. В дореволюционной России пионером общественной психиатрии был И. Ф. Рюль. Будучи «попечителем по нравственной части» дома умалишенных, он в 1832 г. разработал устав для психиатрической больницы «Всех скорбящих». Свой гуманизм к душевнобольным И. Ф. Рюль выразил в эпиграфе к одной из своих книг: «Имея сожаление к ближнему твоему, потерявшему драгоценнейшее для человека-рассудок, не отказывай подать ему руку благодательной помощи и страшись не признать его себе подобным». Примечательно, что эти слова, проникнутые чувством гуманизма к душевнобольным, были высказаны автором за два десятилетия до «эпохи Конолли» в мрачное время николаевской реакции.Значительный вклад в разработку правовых и нравственных проблем в области психиатрии внесли В. Ф. Саблер, П. П. Малиновский, И. М. Балинский, С. С. Корсаков, П. П. Кащенко, В. И. Яковенко и другие психиатры. Особенно велики заслуги в этом деле С. С. Корсакова. Ученый, мыслитель, психиатр-гуманист, врач-общественник, он является одним из основоположников современной научной психиатрии. С. С. Корсаков высказал прогрессивную мысль о том, что многие психические заболевания человека излечиваются и имеют благоприятный исход. Для улучшения лечебного дела в больницах он предлагал ввести: систему морального влияния; систему нестеснения; систему открытых дверей; систему рабочего режима; систему постельного режима. По его замыслу, психически больные в лечебном учреждении должны получать необходимую нравственную опору и помощь, приобщаться к посильному умственному и физическому труду.
Однако гуманистические идеи отечественной психиатрии лишь частично осуществлялись на практике, так как на своем пути они встречали непреодолимые препятствия. Это были и косность правительства, и бюрократизм чиновников, и, наконец, социальное неравенство людей, в связи с чем многие усилия психиатров-гуманистов, направленные на улучшение социального положения психически больных, остались благими пожеланиями, высказанными в духе фейербаховской морали. Наиболее же дальновидные психиатры понимали, что «множество факторов, влияющих на распространение болезней, таковы, что ослабление их требует чрезвычайных усилий и часто коренного переустройства общественных отношений и условий» (С. С. Корсаков).
В советской психиатрии вопросы медицинской этики и деонтологии разрабатываются на теоретической основе диалектического и исторического материализма, исходя из марксистского понимания человека как совокупности общественных отношений. Важно подчеркнуть, что этика и деонтология советской психиатрии, с одной стороны, унаследовали лучшие, гуманистические, традиции мировой и отечественной медицины, а с другой – тесно связаны с коммунистической моралью, которая успешно развивается и обогащается на новой социально-экономической и мировоззренческой основе развитого социалистического общества.
Метки: психиатрия, традиция
Страницы: 1 2