Гуманистические идеи в психиатрии


Гуманистические идеи в психиатрии имеют давние традиции. В дореволюционной России пионером общественной психиатрии был И. Ф. Рюль. Будучи «попечи­телем по нравственной части» дома умалишенных, он в 1832 г. разработал устав для психиатрической больницы «Всех скорбящих». Свой гуманизм к душевнобольным И. Ф. Рюль выразил в эпиграфе к одной из своих книг: «Имея сожаление к ближнему твоему, потерявшему драго­ценнейшее для человека-рассудок, не отказывай подать ему руку благодательной помощи и страшись не признать его себе подобным». Примечательно, что эти слова, проникнутые чувством гуманизма к душевнобольным, были высказаны автором за два десятилетия до «эпохи Конолли» в мрачное время николаевской реакции.Значительный вклад в разработку правовых и нравствен­ных проблем в области психиатрии внесли В. Ф. Саблер, П. П. Малиновский, И. М. Балинский, С. С. Корсаков, П. П. Кащенко, В. И. Яковенко и другие психиатры. Осо­бенно велики заслуги в этом деле С. С. Корсакова. Ученый, мыслитель, психиатр-гуманист, врач-общественник, он явля­ется одним из основоположников современной научной психиатрии. С. С. Корсаков высказал прогрессивную мысль о том, что многие психические заболевания человека излечи­ваются и имеют благоприятный исход. Для улучшения лечебного дела в больницах он предлагал ввести: систему морального влияния; систему нестеснения; систему откры­тых дверей; систему рабочего режима; систему постельного режима. По его замыслу, психически больные в лечебном учреждении должны получать необходимую нравственную опору и помощь, приобщаться к посильному умственному и физическому труду.
Однако гуманистические идеи отечественной психиатрии лишь частично осуществлялись на практике, так как на своем пути они встречали непреодолимые препятствия. Это были и косность правительства, и бюрократизм чиновников, и, наконец, социальное неравенство людей, в связи с чем многие усилия психиатров-гуманистов, направленные на улучшение социального положения психически больных, остались благими пожеланиями, высказанными в духе фейербаховской морали. Наиболее же дальновидные психиатры понимали, что «множество факторов, влияющих на распро­странение болезней, таковы, что ослабление их требует чрезвычайных усилий и часто коренного переустройства общественных отношений и условий» (С. С. Корсаков).
В советской психиатрии вопросы медицинской этики и деонтологии разрабатываются на теоретической основе ди­алектического и исторического материализма, исходя из марксистского понимания человека как совокупности обще­ственных отношений. Важно подчеркнуть, что этика и деонтология советской психиатрии, с одной стороны, унасле­довали лучшие, гуманистические, традиции мировой и отече­ственной медицины, а с другой – тесно связаны с коммуни­стической моралью, которая успешно развивается и обога­щается на новой социально-экономической и мировоззренче­ской основе развитого социалистического общества.

Метки: ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.