Мыслитель с творческим устремлением


Врачуюший – мыслитель с творческим устремлением; у него многое упирается в психологию. Идеалом для него является не максимум, а оптимум знаний. В случае неудачи 11 Работе некоторые врачи ссылаются на несовершенство научного освещения того или другого раздела конкретной области своей специальности, что далеко не всегда оказыва­ется правильным, так как хотя наука и диктует, но выбирает все-таки врач. Одна рассудочность, чистый интеллектуализм далеко не достаточны, наступило время синтеза науки и умения распоряжаться ею эффективно.Заметим: когда говорят «наука медицинская», то слово «наука» употребляется в значении умения. Сравним, напри­мер, выражение «наука страсти нежной». Умение открывать, обнаруживать что-то – и есть наука прочтения или искусство прочтения. Безусловно, существует логика решения клини­ческих проблем, но существует и «логика сердца», т. е. логика построения конкретной помощи больному.
Таким образом, во врачевании много противоречивостей, понять которые можно только мысля диалектически. Помо­гает при этом деонтология, которую можно рассматривать как аккумулятор опыта и поведения врача за весь историче­ский период существования врачевания. Деонтология отнюдь не есть трактат о долге, как нередко представляется слуша­телям после догматических бесед на тему о деонтологии, во время которой обходят стороной вопрос о соотношении научности и личного творческого привношения врача. Не опасаясь преувеличения, можно сказать, что труд врача без наличия элементов творчества ущербен, но чтобы творить, нужно быть личностью. А личность-это уже культура! Личность человека рождается вместе с его деятельностью во имя добра.
Лучшим способом познать индивида является эмпатия – вчувствование, сопереживание, а оно содержит колоссаль­ную энергию! Ведь пациент смотрит на врача не только как на специалиста, но еще и как на культурную силу прежде всего потому, что врач относится к числу людей, думающих о многом широко и много. Трудно назвать еще одну специальность, профессию, представитель которой решал бы дилемму: «что такое хорошо и что такое плохо». Врач в своей работе должен сопоставлять, сравнивать делать выво­ды, разрешать противоречия, вернее, «обживать» их, причем ему приходится постоянно сталкиваться с таким положени­ем, при котором то, что считалось вчера окончательно решенным, сегодня ставится под сомнение, а завтра вообще может быть подвергнуто коренному пересмотру. Все это при врачевании закономерно. Врачу, как говорят, надо быть «рыцарем многих качеств».
Наука разрослась, но вместе с нею расширилась и наукообразность. Бороться с последней может только тот человек, который имеет авторитет-результат жестокой самодисциплины. Занимающийся врачеванием должен фор­мировать себя таким образом, чтобы в нем неразрывно были связаны хороший специалист и хороший человек с широким кругозором. Короче говоря, широкий кругозор для хороше­го врача считается нормой.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.