Голосовые связки
Звуковые колебания, образовавшиеся в гортани, попав в полость рта, превращаются в тот или иной дифференцированный гласный звук в зависимости от формы, которую приняла ротовая полость. Эта форма главным образом определяется положением языка, губ и мягкого нёба. Гласные звуки начинают появляться очень рано, они издаются даже глухонемыми от рождения. Очевидно, весь сложный нервно-мышечный механизм, действием которого резонирующие полости (рта, зева, носа) меняют свою форму, соответственным образом настраиваясь, уна-следуется ребенком и при рождении имеется уже в готовом, хотя и несовершенном виде. Первые гласные звуки рано получают эмоциональную окраску.Подобно гласным звукам и другой элемент членораздельной человеческой речи – согласные также возникают не в гортани, в то время как гласные возникают в результате правильных колебаний и носят характер тонов, согласные представляют собой шумы, т. е. неправильные, не поддающиеся точному анализу колебания, которые сами по себе, без сопровождения гласных, плохо слышны и трудно различаются (отсюда и происходит их название: согласные). Всякий раз, когда струя выдыхаемого воздуха, приведенная в колебание для произнесения какого-либо гласного звука, встречает препятствие, получается шум, который в сочетании с гласным образует тот или иной согласный звук. В зависимости от того, что является препятствием, через которое должен прорваться воздух,- гортань, нёбо, язык или губы, различают группы согласных – губные, язычные, нёбные и гортанные. Гласные и согласные звуки в сочетании с гласными образуют членораздельные звуки. Различные в разных языках, они являются первоначальными элементами языка и получили название фонемы.
С точки зрения физиологической каждая фонема проходит в развитии речи ребенка три стадии:
1) первоначально сформировавшийся членораздельный звук (фонема) носит чисто рефлекторный непроизвольный характер;
2) затем очень рано фонема становится выражением какой-либо общей эмоции (страха, радости и т. п.) и, наконец,
3) фонема приобретает благодаря участию коры больших полушарий смысловой характер.
Страницы: 1 2