Голосовые связки


Звуковые колебания, образовавшиеся в гортани, попав в полость рта, превращаются в тот или иной дифферен­цированный гласный звук в зависимости от формы, кото­рую приняла ротовая полость. Эта форма главным образом определяется положением языка, губ и мягкого нёба. Гласные звуки начинают появляться очень рано, они издаются даже глухонемыми от рождения. Очевидно, весь сложный нервно-мышечный механизм, действием которого резонирующие полости (рта, зева, носа) меняют свою форму, соответственным образом настраиваясь, уна-следуется ребенком и при рождении имеется уже в гото­вом, хотя и несовершенном виде. Первые гласные звуки рано получают эмоциональную окраску.Подобно гласным звукам и другой элемент членораз­дельной человеческой речи – согласные также воз­никают не в гортани, в то время как гласные возникают в результате правильных колебаний и носят характер тонов, согласные представляют собой шумы, т. е. неправильные, не поддающиеся точному ана­лизу колебания, которые сами по себе, без сопровождения гласных, плохо слышны и трудно различаются (отсюда и происходит их название: согласные). Всякий раз, когда струя выдыхаемого воздуха, приве­денная в колебание для произнесения какого-либо гласно­го звука, встречает препятствие, получается шум, который в сочетании с гласным образует тот или иной согласный звук. В зависимости от того, что является препятствием, через которое должен прорваться воздух,- гортань, нёбо, язык или губы, различают группы согласных – губ­ные, язычные, нёбные и гортанные. Гласные и согласные звуки в сочетании с гласными образуют членораздельные звуки. Различные в разных языках, они являются первоначальными элементами язы­ка и получили название фонемы.
С точки зрения физиологической каждая фонема про­ходит в развитии речи ребенка три стадии:
1) первоначально сформировавшийся членораздель­ный звук (фонема) носит чисто рефлекторный непроиз­вольный характер;
2) затем очень рано фонема становится выражением какой-либо общей эмоции (страха, радости и т. п.) и, наконец,
3) фонема приобретает благодаря участию коры боль­ших полушарий смысловой характер.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.