Голосовые связки
Голосовые связки играют, таким образом, в гортани ту же роль, какую язычки в духовом инструменте. Когда под напором выдыхаемого воздуха связки приходят в колебание, воздух, находящийся над ними, в полостях зева, рта и носа приходит в сотрясение и возникает звук. Звук этот еще бесформенный, нечленораздельный, это еще не звук человеческого голоса.Качество звука, возникающего в гортани, то же, что и любого физического звука: сила, высота, тембр. Сила звука зависит от степени напряжения и высоты колебаний голосовых связок, от силы выдыхания, от упругости легких. Высота обыкновенного человеческого голоса колеблется в пределах 2 октав, у певцов – 3 (и даже более). Но в обычной речи пределы эти значительно уже и ограничены 5-6 тонами. В указанных пределах различают двоякую гамму звуков: одну, более низкую, под названием нижнего, грудного регистра, другую, более высокую, под названием верхнего, головного регистра (фальцет). В дальнейшем мы коснемся подробнее различий регистров, когда речь будет идти об особенностях детского голоса и мерах охраны его.
Гортанные неоформленные звуки, не имеющие еще специфических черт человеческого голоса, превращаются в членораздельные артикулированные звуковые элементы в надставной трубе, т. е. в полостях рта и носа. Эти полости играют роль резонаторов, т. е. усилителей. Такого рода полости-усилители имеются и у животных, и у некоторых из них (у ревунов) они придают звукам такую мощь, что им позавидовал бы любой певец.
Для оформления звуков человеческого голоса решающее значение имеет то, что благодаря большой подвижности отдельных частей (главным образом языка, губ, нёбной занавески) резонирующие полости, преимущественно полость рта, могут принимать самые разнообразные формы, которые и определяют тот или иной гласный звук.
Метки: гортань, инструмент, сотрясение
Страницы: 1 2