Формирование профессионально-нравственных представлений
Формирование теоретических, профессионально-нравственных представлений у будущих врачей должно подчиняться диалектическим закономерностям: движению от абстрактного к конкретному; учитывать единство исторического и логического; принцип «круга кругов» (или движения мысли вперед с возвращением назад); принцип партийности и т. д. Забвение этого требования приводит к тому, что различные разделы медицинской этики излагаются фрагментарно, студенты между ними не прослеживают диалектической связи, каждый последующий этап познания не углубляет предыдущий, не наполняет его категории новым, более богатым содержанием, не может преодолеть односторонностей узкого эмпиризма или голого теоретизирования, выражающегося в абстрактном изложении должного в деятельности врача. Вследствие этого снижается интерес студентов к вопросам медицинской деонтологии, что не позволяет им проникнуть в сущность нравственных явлений профессии, фиксирует их внимание на внешнем, приводит к отрыву теории от нравственной практики. Знания начинают восприниматься студентами не под влиянием внутренних мотивов-разобраться во всей уникальной сложности профессионально-нравственной атмосферы врачебной деятельности, а под давлением внешних обстоятельств.Чтобы избежать подобных явлений, система деонтологического воспитания в учебном процессе будущих врачей, на наш взгляд, должна строиться следующим образом. На первых курсах основное внимание следует сосредоточить на овладении студентами теорией профессиональной морали- медицинской этикой. Необходимо всесторонне вскрыть объективные причины существования профессиональной морали, показать социальные, экономические, нравственнопсихологические, философские основы медицинской морали, законы ее развития и функционирования, определить содержание понятий «медицинская этика» и «медицинская деонтология», выявить их соотношение. Используя историко-медицинский материал, необходимо проследить исторические формы врачебной морали, их социально-экономическую обусловленность, классовый характер. Особое внимание студентов необходимо заострить на проблеме нравственного процесса в медицине и его критериях, на основании этого показать, что профессиональная этика и медицинская деонтология советских медиков являются высшим этапом нравственного процесса и гуманизма в медицине, изучить их основные нормы и принципы. Преподавание марксистско-ленинской философии, социальной гигиены и организации здравоохранения, истории медицины и других дисциплин создает благоприятные возможности для решения этой задачи, для выработки у студентов ясного представления о природе медицинской этики и деонтологии и их роли в деятельности врача.
Метки: представление, принцип, формирование
Страницы: 1 2