Формирование профессионально-нравственных представлений


Формирование теорети­ческих, профессионально-нравственных представлений у бу­дущих врачей должно подчиняться диалектическим законо­мерностям: движению от абстрактного к конкретному; учи­тывать единство исторического и логического; принцип «круга кругов» (или движения мысли вперед с возвращением назад); принцип партийности и т. д. Забвение этого требова­ния приводит к тому, что различные разделы медицинской этики излагаются фрагментарно, студенты между ними не прослеживают диалектической связи, каждый последующий этап познания не углубляет предыдущий, не наполняет его категории новым, более богатым содержанием, не может преодолеть односторонностей узкого эмпиризма или голого теоретизирования, выражающегося в абстрактном изложе­нии должного в деятельности врача. Вследствие этого снижается интерес студентов к вопросам медицинской деон­тологии, что не позволяет им проникнуть в сущность нравственных явлений профессии, фиксирует их внимание на внешнем, приводит к отрыву теории от нравственной практи­ки. Знания начинают восприниматься студентами не под влиянием внутренних мотивов-разобраться во всей уни­кальной сложности профессионально-нравственной атмосфе­ры врачебной деятельности, а под давлением внешних обстоятельств.Чтобы избежать подобных явлений, система деонтологического воспитания в учебном процессе будущих врачей, на наш взгляд, должна строиться следующим образом. На первых курсах основное внимание следует сосредоточить на овладении студентами теорией профессиональной морали- медицинской этикой. Необходимо всесторонне вскрыть объ­ективные причины существования профессиональной мора­ли, показать социальные, экономические, нравственно­психологические, философские основы медицинской морали, законы ее развития и функционирования, определить содер­жание понятий «медицинская этика» и «медицинская деонто­логия», выявить их соотношение. Используя историко-медицинский материал, необходимо проследить исторические формы врачебной морали, их социально-экономическую обусловленность, классовый характер. Особое внимание сту­дентов необходимо заострить на проблеме нравственного процесса в медицине и его критериях, на основании этого показать, что профессиональная этика и медицинская деон­тология советских медиков являются высшим этапом нрав­ственного процесса и гуманизма в медицине, изучить их основные нормы и принципы. Преподавание марксистско-ленинской философии, социальной гигиены и организации здравоохранения, истории медицины и других дисциплин создает благоприятные возможности для решения этой задачи, для выработки у студентов ясного представления о природе медицинской этики и деонтологии и их роли в деятельности врача.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.