Физическая культура в раннем детстве
Возражая против этого положения, подробно развиваемого мной в другом месте, Е. И. Тихеева полагает, что эта искусственность, отгороженность от реальной повседневности может быть стерта путем экскурсий или участием детей в труде руководительниц и технического персонала. Экскурсии в природу, в мастерские, не утомительные, ставящие несложные цели, правильно организованные, могут войти как воспитательный элемент и в практику педагогики раннего детства. Но такие экскурсии являются лишь редкими эпизодами и притом эпизодами, которые и сами не лишены искусственности.Точно так же труд взрослых, зрителями которого, а иногда посильными участниками являются маленькие дети, труд, который всегда сосредоточен на детях, однообразен в своих формах и проявлениях, имеет в смысле своего влияния на ребенка некоторые отрицательные стороны. Нужно, чтобы ребенка с колыбели окружала атмосфера подлинной трудовой жизни, чтобы он видел разносторонний труд взрослых, чтобы он постепенно приобщался к их интересам.
Соприкосновение со взрослыми необходимо ребенку и благотворно для него, если только оно не связано с грубым насилием, постоянными запретами, непониманием потребностей ребенка.
Таким образом, с какой бы стороны мы ни подходили к разрешению проблемы общественного воспитания, она всегда оказывается неразрывно связанной с проблемой перевоспитания взрослых, поднятия семьи на. высшую ступень культуры. Эта задача стоит перед социалистическим воспитанием ребенка на любом этапе его роста как неотложная задача нашей эпохи, и в решении этой задачи преддошкольные, как и дошкольные, учреждения должны принимать самое деятельное участие, широко открывая свои двери для родителей, делая их не только зрителями или безответственными критиками, но и активными участниками в общем труде, уча их и учась у них, просвещая их на конкретных примерах. Я знаю, какие трудности стоят на этом пути, но их нужно преодолеть. Нельзя превращать ясли или детский сад в изоляционную камеру.
Физическая культура в раннем детстве.
Физическая культура – понятие более широкое и более глубокое по содержанию, чем физическое воспитание. Применяя это понятие к воспитанию раннего детства, мы хотим подчеркнуть, что уже в ранние годы, как и во всю дальнейшую жизнь, телесное и душевное неразрывно связаны между собою, представляют собой две стороны единого процесса.
Все мероприятия, направленные к оздоровлению и укреплению тела, служат культуре- личности, так как культура интеллекта или эмоций может быть построена лишь на базе физически здорового детского организма, на учете его сил, на принципах социальной гигиены.
Организм представляет собою не расщепленные надвое и ведущие изолированное друг от друга существование тело и душу, а живое единство многообразных физических и психических структур и функций.
Таким образом, если и поныне сохраняет свою силу древнее изречение «здоровый дух в здоровом теле», то современная медицина вправе выставить и обратное положение: только при здоровом духе возможно здоровое тело.
Перефразируя слова Сенеки, относящиеся к больному: «Кто хочет быть здоровым, тот наполовину уже здоров», современный врач мог бы сказать: «Кто считает себя здоровым и верит в свои силы, тот уже в большой мере здоров и силен».
Воспитание должно дать ребенку чувство здоровья, силы, и физическая культура обладает научно обоснованными средствами для того, чтобы выполнить эту задачу. Но для этого она не должна представлять собой только ряд отдельных мероприятий медицинского и гигиенического характера, но должна пропитать всю жизнь, всю атмосферу, в которой растет и развивается ребенок, и прежде всего поведение взрослых.
Ни гимнастика, ни гигиеническая обстановка и гигиенический режим сами по себе не укрепят в ребенке сознания здоровья и веры в свои силы, в свою способность выйти победителем из борьбы с различными вредными агентами, вызывающими болезненные нарушения, если с ранних лет ребенок кругом себя слышит и видит постоянные высказывания опасений и страхов за здоровье, которому чуть ли не каждый шаг грозит опасностью.
Такого рода постоянно сопутствующие ребенку замечания, как «надень пальтишко, а то ты простудишься», «надень галоши, а то подмочишь ножки и заболеешь», «не бегай так шибко, а то вспотеешь и получишь воспаление», «не стой у окна – там сквозняк» и т. д., и т. д., сеют недоверие к собственным силам, внушают страх, и вред их не может быть искуплен ни воздушными ваннами, ни гигиеническим режимом, ни даже «горным солнцем».
Я подчеркиваю именно эту сторону физической культуры, потому что на ней обыкновенно очень мало останавливаются, уделяя исключительное внимание мышечным упражнениям, усвоению гигиенических навыков и т. п.
Таким образом, и на путях физической культуры, как и на других путях воспитания, мы сталкиваемся с основным нашим положением: культура ребенка неразрывно связана с ку.льту рой^окружаю-щей его социальной среды.