Философско-этическая проблема
Эта философско-этическая проблема, сформулированная и вложенная в уста героя повести, вызвала возражения Н. А. Добролюбова. Он отметил, что в этом взгляде есть сторона очень похвальная, а именно -уважение к требованиям нравственного долга. В то же время взгляд этот, по мнению Н. А. Добролюбова, крайне печален, потому что потребности человеческой природы, согласно такому взгляду, признаются противными требованиям долга.«Кажется, не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое иго, как «нравственные вериги», а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самопознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение»
Герой повести И. С. Тургенева страдает при совершении добродетельных поступков. Однако ему, его личности ближе эгоистическое наслаждение жизнью. Разумом он понимает необходимость постоянства в нравственной деятельности; он ее осуществляет, но одновременно глубоко страдает, так как ищет наслаждения в настоящем, а оно оказывается в грядущем.
Каково же величие людей, которые живут, творят, борются, неимоверно страдают в процессе достижения будущего счастья близких и неблизких людей! И эту борьбу, полную лишений и страданий, они считают подлинным личным счастьем, и этим они всецело живут, в этом находят глубину и яркость переживаний, наслаждение. Критика Н. А. Добролюбовым концепции «нравственных вериг», проповедуемой И. С. Тургеневым, полностью совпадает со взглядами А. И. Герцена, который утверждал, что человеку исполнение своего долга следует считать не тяжелой ношей, а находить, в ней наслаждение.
М. Горький, подобно им, в своей поэме «Человек» оптимистически провозглашает победу человеческого разума и слияние с ним адекватных ему высоких нравственных чувств.
Сторонник этих идей Н. Г. Чернышевский выдвинул новый этический принцип, который был назван «разумным эгоизмом». Суть этой морали заключалась в том, что поступки человека должны строго согласовываться с его внутренними побуждениями. По его мнению, развитого человека, «разумного эгоиста» его собственный личный интерес толкает на акты благородного самопожертвования; он свободно, без всякой мысли о долге, жертве и воздаяний делает все, что нужно для торжества избранного им идеала. Нам кажется, что этот принцип морали должен быть присущ идеологии каждой подлинно революционно настроенной личности.
В термине «разумный эгоист» акцент ставится не на эгоизм, а на подлинный альтруизм. Советские философы, занимающиеся проблемой этики, должны переработать эту теорию, сохранив ее основные гуманные подлинно человеческие положения морали, перекликающиеся с современностью.
Метки: возражение, повесть, проблема
Страницы: 1 2