Эмоциональная окрашенность и способность к запоминанию.
В психологии считается установленным, что эмоциональная окрашенность материала способствует его запоминанию. Но эта общая закономерность требует уточнения. Прежде всего, встречаются люди, которые не обнаруживают тенденции лучше запоминать эмоционально окрашенный материал. Такие люди в своих воспоминаниях мало уделяют внимания эмоциональным моментам чаще всего потому, что их плохо помнят. Большое значение также имеет то, какова эмоциональная окраска материала, с какими именно эмоциями он связан. Много было проведено работ, в которых выяснялась сравнительная запоминаемость приятного и неприятного материала, но категорического ответа на поставленный в них вопрос нет. Видимо, одни люди лучше запоминают приятное, другие — неприятное, третьи — то и другое. Это в большей мере зависит как от объективной значимости материала, так и от направленности человека.
Известно, что интересное значительно лучше запоминается, чем неинтересное, а интересы весьма разнообразны и, как выше указывалось, очень характеризуют человека. Ученик, которого учителя считали беспамятным и который действительно плохо запоминал мало интересующий его учебный материал, с протокольной точностью описывал ход футбольного матча, который он, ярый футболист и болельщик, наблюдал.
По всем данным, уверенность способствует правильному воспроизведению выученного материала, а неуверенность мешает. Но если сделать характерологический анализ уверенности, то здесь возможны разные случаи. Следует различать уверенность, основанную на знании дела, и поверхностную уверенность с расчетом на благоприятное стечение обстоятельств. Поэтому учитель вправе советовать одному ученику быть при ответе более уверенным, а другому — быть осторожнее и более критически относиться к себе.
Метки: закономерность, люди, тенденции
Страницы: 1 2