Эмоциональная окрашенность и способность к запоминанию.


В психологии считается установленным, что эмоциональная окрашенность материала способствует его запоминанию. Но эта общая закономерность требует уточнения. Прежде всего, встре­чаются люди, которые не обнаруживают тенденции лучше запо­минать эмоционально окрашенный материал. Такие люди в своих воспоминаниях мало уделяют внимания эмоциональным момен­там чаще всего потому, что их плохо помнят. Большое значение также имеет то, какова эмоциональная окраска материала, с ка­кими именно эмоциями он связан. Много было проведено работ, в которых выяснялась сравнительная запоминаемость приятно­го и неприятного материала, но категорического ответа на по­ставленный в них вопрос нет. Видимо, одни люди лучше запоми­нают приятное, другие — неприятное, третьи — то и другое. Это в большей мере зависит как от объективной значимости матери­ала, так и от направленности человека.
Известно, что интересное значительно лучше запоминается, чем неинтересное, а интересы весьма разнообразны и, как выше указывалось, очень характеризуют человека. Ученик, которого учителя считали беспамятным и который действительно плохо запоминал мало интересующий его учебный материал, с про­токольной точностью описывал ход футбольного матча, который он, ярый футболист и болельщик, наблюдал.
По всем данным, уверенность способствует правильному вос­произведению выученного материала, а неуверенность мешает. Но если сделать характерологический анализ уверенности, то здесь возможны разные случаи. Следует различать уверенность, основанную на знании дела, и поверхностную уверенность с рас­четом на благоприятное стечение обстоятельств. Поэтому учитель вправе советовать одному ученику быть при ответе более уверенным, а другому — быть осторожнее и более критически от­носиться к себе.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.