Духовный отпечаток


У человека в процессе управления движениями свое­го тела духовный отпечаток приобретают выражение лица и мимическая игра лицевых мышц, осанка, поход­ка, жестикуляция, тональность речи и движения рук. Овладевая и управляя своими телесными функциями, личность делает из своей телесности податливое и удоб­ное орудие своих действий.На протяжении всей своей сознательной деятельно­сти человек наталкивается еще на одно весьма значимое для его поведения препятствие субъективного характера; в то же время этот фактор при иных условиях может служить важнейшим стимулом для психики и поведения личности. Противоречия общественной жизни, отражаясь на личных взаимоотношениях людей, нередко вызывают конфликты между познавательным содержанием и эмо­циональной формой реагирования.
Переходим к четвертому уровню. В состоянии выра­женного аффекта личность может совершить поступки, расходящиеся с ее социальной практикой, регулируемой сознанием: в это время человек говорит и делает то, чего не позволяет себе в спокойном, уравновешенном состоя­нии и о чем он впоследствии сожалеет (И. П. Павлов). Если наша эффективность, наши страсти и влечения не соответствуют основным интересам, мотивам и разум­ной социальной направленности личности, то возникает острое противоречие, внутренний психологический кон­фликт, который может разрешиться трагически, вплоть до возникновения душевного расстройства либо само­убийства.
Врачам-психоневрологам нередко приходится наблю­дать разнообразные факторы, вызывающие внутрисемей­ные конфликты, общеизвестные по своим мотивам. Иногда возникает реальная угроза стать рабом своих безудержных животных телесных потребностей и влече­ний – сексуальной расторможенности, влечения к алко­голю и к другим наркотикам. В этом аспекте представ­ляют интерес новейшие достижения науки в области экспериментального изучения эмоций у животных. С по­мощью раздражения электрическим током различных подкорковых зон мозга можно вызвать аффект ярости, агрессии, покорности и ласки, наслаждения. Раздраже­ние зоны поощрения (удовольствия) приводит к форми­рованию настоящих «электрических» наркоманов среди животных. Их уже невозможно никакими приманками заставить отказаться от того наслаждения, которого они добиваются, доходя до полного изнеможения. Подобные данные получены и на человеке в процессе лечебного воздействия на структуры мозга больных.
Таким образом, в повседневной жизни людей взаимо­отношения познания и чувства являются весьма важ­ными: эти два мощных двигателя человеческих поступ­ков постоянно обнаруживаются то во внутренней гар­монии и единстве, то в острых противоречиях и колли­зиях. Эти противоречия весьма образно иллюстрируются в художественной литературе. В «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевский с потря­сающей силой описал трагедию человеческих страстей, создающих острые противоречия и конфликты, приводя­щие к убийству, самоубийству, душевному расстройству и т. Д.
О. Бальзак в «Шагреневой коже» в образно ху­дожественной форме вывел тип личности, охваченной страстями. По замыслу автора, его герой получил ма­гическую возможность приобщения к жизненным на­слаждениям. Окунувшись головой в омут порочных наслаждений, он быстро приближается к гибели, заранее предупрежденный об этом.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.