Динамика способностей
Изменения функциональной структуры личности в процессе /воспитания, обучения, упражнения и тренировки определяют также динамику изменения способностей. В теоретическом плане наиболее остро стоит проблема соотношения врожденного и приобретенного в развитии способностей. Ее решение определяет и решение близкой, но не тождественной ей проблемы динамики способностей – проблемы биологического и социального в способностях. »
Биологизация и вульгарная социологизация личности наиболее резко проявлялись в понимании способностей. Именно в оценке способностей биологическое стали отождествлять не только с врожденным, но и с наследственным и противопоставлять социальному как ‘благоприобретенному, без учета динамических структурных связей между ними. Столь плоско и поверхностно эту проблему иногда рассматривают и до сих пор.
Проблему упрощали, подведя под нее политическую основу, что весьма отчетливо прозвучало уже в работах Яна Коменского. В классовом обществе признание прирожденного равенства и воспитуемости способностей было политическим прогрессивным лозунгом в борьбе за раскрепощение эксплуатируемого класса. В таком же плане можно рассматривать и приведенные выше взгляды Н. А. Добролюбова на неспособность как на «неустроенность». Ведь не случайно в качестве примера он взял извозчика и чиновника.
Страницы: 1 2