Динамический стереотип


Динамический стереотипИ. П. Павлов указывает, что нервные процессы полушарий «…при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувст­вами в их двух категориях – положительной и отрица­тельной, в их огромной градации интенсивности» Далее он же писал: «Мне кажется, что тяжелые чувства при из­менении обычного образа жизни, при прекращении при­вычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового».Здесь И. П. Павлов чувствам человека придает оп­ределенное корковое гностическое содержание. В ряде других работ он придает большое значение в возникно­вении аффективно и подкорковой области: «У выс­ших животных, до человека включительно, первая ин­станция для сложных соотношений организма с окру­жающей средой есть ближайшая к полушариям подкорка с ее сложнейшими безусловными рефлексами, инстинктами, влечениями, аффектами, эмоциями»3. Нужно думать, что компонент эффективности, акку­мулирующийся в подкорковой области, обогащается по­знавательным содержанием коркового компонента – гностическими чувствами. Могучий инертный поток им­пульсов подкоркового компонента эффективности регу­лируется гностическими чувствами и направляется по руслу разумной необходимости, подобно тому, как бур­ная, стремительная горная рекзакованная в бетон гидростанции, дает целесообразно используемую энергию. В стадии высшей формы познавательной деятельно­сти сознания, в сфере мышления, внутренняя двойствен­ность выступает более выпукло и наглядно, обнаруживая в себе противоречивость. Жизнь, повседневная практика показывают, что мысль, окрашенная эмоцией, страсть, овладевшая человеком, может либо способствовать и обеспечить успех познавательному процессу, либо помешать ему. Ж. Лермитт в книге «Биологические основы психоло­гии» пишет: «Чистое мышление, освобожденное от вся­кого оттенка эффективности, было бы лишено действи­тельной силы; беспомощный и бесплодный такой ум по­терял бы всякий смысл существования, теряя постепенно всякие связи с реальностью (подтверждение чему мы на­блюдаем в психиатрии), и погрузился бы в мир выхоло­щенный, замороженный, искусственный. И, наоборот, как могло бы свободно и гибко развиться течение мысли, прошедшей через бурные потоки аффективной жизни, откуда исходят ее основные источники, и выявляется, таким образом, более чистой, живой и краеивой» Е. Блейлер (1929) в книге «Аффективность, внушаемость и паранойя» иначе расценивает роль аффектов. По его мнению, даже самый сухой ученый не может продуцировать чисто логически направленных ассоциаций, так как его ассоциации направляются в общем в виде желания открыть истину, и он, сам того не замечая, отвлекается то в одном, то в другом пункте от строгой логической необходимости. Общеизвестно, что человек в состоянии сильного аф­фекта может совершить поступки, расходящиеся с его общественной практикой, регулируемой сознанием. «Разве мы не видим постоянно, как человек под влия­нием аффектз, преодолевающего высшее торможение, говорит и делает то, чего не позволяет себе в спокойном состоянии и о чем горько жалеет, когда минует аф­фект» .

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.