Динамические исследования типологии


13Приведем также пример более узких динамических исследований типологии характера, когда изучается влияние одного определенного фактора, действующего на характер. Изучая роль личного примера в формировании характера учащихся старших классов школы, мы пришли к выводу, что существуют разные пути воздействия личного примера и в зависимости от этих путей разные типы формирования характера у тех или других учащихся. Есть ученики, мало поддающиеся влиянию личного примера, что чаще всего объясняется неправильным воспитанием в семье: избалованностью, приучением к такой самостоятельности, которая приводит к самомнению и эгоцентризму. Есть и такие ученики, которые слишком поддаются всяким примерам, не особенно разбираясь в том, следует ли им подражать. Обычно эти ученики не приучены к ответственности и самоконтролю, нередко обладают сангвиническим темпераментом, ничем не регулируемым.
Разделение типологических исследований на статические н динамические не означает невозможности соединить в одной и той же работе оба эти пути. Строго говоря, так и должно быть во всяком монографическом исследовании, где типы характера устанавливаются в процессе их формирования.
Всякая типология людей должна служить цели углубленного понимания, а не схематизации характера, для чего необходимо тщательным образом изучать каждый индивидуальный характер, не рассматривать его черты метафизически, а постоянно связывать с историей их возникновения, с общественной средой, а также с перспективами изменения этих черт.
Прежде чем излагать программу изучения характера учащихся, необходимо кратко проанализировать те опыты составления школьных характеристик, которые имеются в русской психологической литературе. Наиболее заслуживающими внимания являются характеристики учащихся, предложенные в работе: Ельницкого, Лесгафта и Лазурского, если не считать художественно-литературных характеристик учащихся у Толстого, Короленко, Гарина и других художников слова.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.