Диалог детей


Я не имею возможности изложить здесь другие при­меры, приводимые Блейлером, и в особенности один слож­ный случай, в котором рисуется удивительная тактич­ность и изобретательность ребенка, очутившегося в край­не щекотливом положении. При истолковании этих случаев сам Блейлер решительно отказывается видеть в них на­личие интеллекта. Он сводит описанное поведение ребен­ка к «инстинктивным реакциям, руководимым эффектив­ностью». «Здесь нет познания, а речь идет об инстинк­тивной реакции, находящей правильный путь».
Правда, в дальнейшем изложении Блейлер сравнивает способ, которым ребенок находит правильный путь, с «диагнозами, которые ставятся не на основании знания, а на основании чувства, хотя в последнем случае бессозна­тельное наблюдение и умозаключение составляют сущ­ность этого процесса, в то время как аффективность от­ступает на задний план». Противоречие, в которое впадает Блейлер, очевидно.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.