Диалог детей
Я не имею возможности изложить здесь другие примеры, приводимые Блейлером, и в особенности один сложный случай, в котором рисуется удивительная тактичность и изобретательность ребенка, очутившегося в крайне щекотливом положении. При истолковании этих случаев сам Блейлер решительно отказывается видеть в них наличие интеллекта. Он сводит описанное поведение ребенка к «инстинктивным реакциям, руководимым эффективностью». «Здесь нет познания, а речь идет об инстинктивной реакции, находящей правильный путь».
Правда, в дальнейшем изложении Блейлер сравнивает способ, которым ребенок находит правильный путь, с «диагнозами, которые ставятся не на основании знания, а на основании чувства, хотя в последнем случае бессознательное наблюдение и умозаключение составляют сущность этого процесса, в то время как аффективность отступает на задний план». Противоречие, в которое впадает Блейлер, очевидно.
Страницы: 1 2