Целенаправленное формирование способностей


Без целенаправленного формирования способностей было бы невозможно мастерство иллюзионистов, так поражающих зрителей,- искусство (а следовательно, и требования к их способно­стям) очень древнее. Самый древний дошедший до нас документ – древнеегипетский «папирус Весткар», в котором содержатся описания фокусов, относится к XVII в. до н. э.Пет ни одной способности, которую нельзя было бы значительно улучшить. Поразительных результатов балансирования на свободно висящей проволоке достиг известный актер цирка Олег Попов. Вообще все радующие глаз и с такой кажущейся* легкостью выполняющиеся цирковые трюки- результат дли­тельного, систематического упражнения и обучения. Сказанное, бесспорно, относится также к балеринам, фигуристам на льду и; музыкантам-исполнителям. Но все же цирковым актерам трени­роваться приходится значительно больше. Ведь для танцора и музыканта ошибка грозит только провалом выступления, а для’ циркового актера – нередко если не смертью, то увечьем. Зато систематичность воспитывающих упражнений в цирке формиру­ет способности, часто переходящие в гиперспособности, близкие к тем, о которых речь шла выше.
Вместе с тем очень часто на примере цирка отчетливо видно, что упражнения следует проводить в условиях, вызывающих значительно большие трудности, чем, казалось бы, нужно будет по ходу дела. Вспомним знаменитое изречение Суворова: «Тя­жело в ученьи, легко в бою». Обычно учат работать сначала мед­ленно, а лотом постепенно ускорять темп. Чебышева, проверяя в эксперименте свою гипотезу, созданную на основе проведенного ею наблюдения на производстве, проводила упражнение в мак­симальном темпе, а проверку – в «быстром, без напряжения» и в «удобном» темпе. Оказалось, что «удобный» темп по мере тре­нировки в максимальном темпе также возрастал и вскоре не только достигал первоначального максимального, но и превы­шал его38. Отсюда – практический вывод: если начинать учить следует в медленном темпе, то для развития «скоростных спо­собностей» необходимо как можно скорее переходить на работу в максимальном темпе. Одни повторения сами по себе, как известно со времени клас­сических опытов Торндайка, не совершенствуют деятельность и не формируют личность: Много раз выполняемое действие, если оно каждый раз выполняется неряшливо, не воспитает аккурат­ности. Повторение, результат которого неизвестен и не связан с удовлетворением какой-либо потребности, не развивает ни на­выка, ни сложных качеств личности, ни способностей. Чтобы упражнение, предпринятое для формирования способностей, больше эффективно, оно должно удовлетворять ряду психологиче­ских требований. Многие из этих требований давно известны, а некоторые удалось уточнить в процессе наших работ. В резуль­тате можно дать следующую сводку главнейших из них.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.