Биологизация личности


Социально опасная линия биологизации личности идет от венского психиатра Зигмунда Фрейда (1856- 1939). В виде фрейдизма и неофрейдизма различных толков она нашла широчайшее распространение в буржуазной психологии, психиатрии, педагогике и социологии. Фрейд опубликовал мно­го работ27, в которых все явления как психической, так и об­щественной деятельности людей объяснял подсознательными влечениями, и в первую очередь «сублимированным» (перек­люченным на другие области) половым влечением.Ученик и последователь Фрейда Альфред Адлер (1870- 1937) основным для человека считал не половое влечение, а «стремление к власти», якобы биологически присущее каждо­му. Адлер утверждал, что все особенности личности формиру­ются в результате этого стремления и вызванного его неудов­летворением «чувством неполноценности». Общим для фрейдиз­ма всех толков и направлений (а их стало очень много, когда фрейдизм после первой мировой войны нашел благоприятную почву в США) является ориентация на низшие биологические потребности человека. По мнению фрейдистов, именно эти потребности бессознательно и фатально определяют не только личное поведение человека, в том числе и связанное с его спо­собностями, но и все социальные явления. У нас волна биологизации личности и способностей также не раз накатывалась на теорию личности и способностей и еще более на практику оценки способностей. Первая такая волна биологизации была связана с рефлексологическими взглядами В. М. Бехтерева, сомкнувшимися с бихевиоризмом и реактоло­гией К. Н. Корнилова. Эти взгляды нашли широкие отголоски в теории и практике понимания способностей в 20-х и начале 30-х годов. Съезд по изучению поведения человека (1930 г.) не только своим названием, но и большинством докладов наиболее полно выразил эту волну. Вторая волна биологизации прокатилась в конце 30-х годов, когда в результате ошибочного понимания постановления ЦК ВКП(б) от 4 июня 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов вся практика трудовой экспертизы была сведена только к оценке физиологических способностей и состо­яния здоровья. Наконец, третья волна биологизации захватила теорию и практику понимания и оценки способностей после объединенной сессии Академии наук РОССИИ и Академии медицинских наук РОССИИ в 1950 г., вошедшей в историю советской науки под именем «Павловской сессии двух академий», а по существу грубо иска­зившей учение И. П. Павлова. Так, например, в начале 50-х го­дов при широком обсуждении проблемы типа нервной системы у человека нам приходилось слышать публичные высказыва­ния Н. И. Красногорского, что именно тип нервной деятельно­сти был определяющим фактором не только способностей беспризорных, но и самой детской беспризорности в период гражданской войны. Грубая биологизация, прикрываемая тен­денциозно подобранными цитатами и положениями из трудов И. П. Павлова, в то время нередко была свойственна врачам и физиологам, изучавшим человека в условиях труда.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.