Анализ педагогического опыта
Кто должен производить анализ опыта? Прежде всего, конечно, сам воспитатель, осуществлявший его. И что не в состоянии так способствовать росту воспитателя, как осознание своей работы, которое достигается в процессе ее критического разбора. Воспитатель должен медленно и внимательно вчитываться в свои записи, воскрешая в памяти все пережитое с детьми, заполняя все пробелы, заменяя неясные, неточные фразы соответствующим действительности конкретным, точным изложением. Воспитатель Должен добросовестно рассмотреть и взвесить, в какой мере содержащийся в данном опыте материал приблизил его к решению поставленной задачи, какие были допущены ошибки, какие препятствия встали на воспитательном пути и какими средствами они были преодолены, что нового и неожиданного вскрывает этот опыт и какие новые задачи для дальнейшей работы он выдвинул.
Все, что относится непосредственно к опыту, что может уточнить и дополнить его картину, но почему-либо не попало в запись, должно быть при анализе внесено в описание. Иногда какая-либо деталь, какое-нибудь воеклицапие, которые в свое время казались не заслуживающими внимания, в свете анализа могут оказаться. С другой стороны, все, что не имеет отношения к объективной картине опыта, но в известном смысл освещает его; толкование, которое воспитатель дает высказываниям детей, объяснение их поведения, выводы Л мысли, которые навеяны различными эпизодами,- вес! этот субъективный материал может иметь свою ценность! он не должен быть затерян, но его следует выписать от-1 дельно и в качестве комментария приложить к основному документу – описанию опыта. Анализ педагогического опыта, производимый самим! творцом его, воспитателем, как бы он ни был несовершенен, имеет огромное значение. В известном отношений! он ничем не заменим, так как даже самая точная стенограмма не в состоянии передать все, что известно педагогу! Иногда мимика лица, жест, интонация голоса, улыбка придают слову, восклицанию смысл, который не передать! в записи.
Страницы: 1 2