Анализ педагогического опыта


Анализ педагогического опытаЕще одно последнее замечание относительно фиксиро­вания опыта. Важно, чтобы записи сопровождались, на сколько возможно, документами. Часто мы читаем в записях: «Прочитанный рассказ дети отразили в рисун­ках», «Нашу экскурсию дети потом изобразили в играх», «Дети стали чувствовать красоту природы», «Поведение детей дома изменилось». Хорошо тут же при записи дать! образцы рисунков, описание игр, точные (по возможности) высказывания детей, отзывы родителей. Анализ педагогического опыта. Под анализом мы понимаем критический разбор пройденного воспитателем пути. Для того чтобы приступить к анализу, нет необходимости, чтобы весь путь был пройден. Вполне целесообразно бывает пытливо оглянуться назад, а путь еще не завершен. Анализ превратится в меха­ническое расчленение, если тот, кто приступит к нему,- все равно, сам ли автор опыта или другое лицо (мето­дист, например) – не будет иметь определенного пред­ставления о целом, обо всем опыте, о той задаче, кото­рую он призван был разрешить. Именно под углом зре­ния решения этой задачи или приближения к ней и должен главным образом производиться анализ.
Анализ должен показать, в какой мере каждый этап, каждый отрезок опыта является действительно необхо­димым звеном в общем целом, не было ли внесено вос­питателем при осуществлении опыта «чего-либо лишнего, что явилось балластом, затемнявшим яркость получен­ных результатов. Так, в одной записи воспитательница спокойно, подробно и ясно излагает, как она путем про­стого приема и правильного личного поведения во время опыта возбудила у детей наблюдательность, зажгла их воображение, создала жизнерадостный подъем. Но тут же, к сожалению, приводятся реплики педагога на образ­ные высказывания детей, реплики, которые своей педан­тичной холодной рассудочностью могут загасить искры удивительной детской фантазии. Так, когда во время про­гулки дети, охваченные радостью, восклицали: «Смотри­те, ромашки-то все смотрят на солнышко и кланяются ему», воспитатель замечает: «Нет, это ветер их качает».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.