Анализ педагогического опыта
Еще одно последнее замечание относительно фиксирования опыта. Важно, чтобы записи сопровождались, на сколько возможно, документами. Часто мы читаем в записях: «Прочитанный рассказ дети отразили в рисунках», «Нашу экскурсию дети потом изобразили в играх», «Дети стали чувствовать красоту природы», «Поведение детей дома изменилось». Хорошо тут же при записи дать! образцы рисунков, описание игр, точные (по возможности) высказывания детей, отзывы родителей. Анализ педагогического опыта. Под анализом мы понимаем критический разбор пройденного воспитателем пути. Для того чтобы приступить к анализу, нет необходимости, чтобы весь путь был пройден. Вполне целесообразно бывает пытливо оглянуться назад, а путь еще не завершен. Анализ превратится в механическое расчленение, если тот, кто приступит к нему,- все равно, сам ли автор опыта или другое лицо (методист, например) – не будет иметь определенного представления о целом, обо всем опыте, о той задаче, которую он призван был разрешить. Именно под углом зрения решения этой задачи или приближения к ней и должен главным образом производиться анализ.
Анализ должен показать, в какой мере каждый этап, каждый отрезок опыта является действительно необходимым звеном в общем целом, не было ли внесено воспитателем при осуществлении опыта «чего-либо лишнего, что явилось балластом, затемнявшим яркость полученных результатов. Так, в одной записи воспитательница спокойно, подробно и ясно излагает, как она путем простого приема и правильного личного поведения во время опыта возбудила у детей наблюдательность, зажгла их воображение, создала жизнерадостный подъем. Но тут же, к сожалению, приводятся реплики педагога на образные высказывания детей, реплики, которые своей педантичной холодной рассудочностью могут загасить искры удивительной детской фантазии. Так, когда во время прогулки дети, охваченные радостью, восклицали: «Смотрите, ромашки-то все смотрят на солнышко и кланяются ему», воспитатель замечает: «Нет, это ветер их качает».
Метки: анализ, мимика, отношение
Страницы: 1 2