Анализ Лазурского


15На основе характеристики Лазурский дает характерологический анализ некоторых проявлений личности, что в известной мере служит показателем ценности метода. Взяты следующие проявления: 1) наблюдательность, любознательность и любопытство; 2) отношение к чтению; 3) сочинительство, изобретательность, речь словесная и письменная; 4) способность к шуткам, остротам, юмористическим рассказам; 5) разговорчивость, болтливость; 6) застенчивость, замешательство; 7) страх и смелость; 8) самостоятельность, упрямство; 9) опрятность, любовь к чистоте и порядку; 10) бережливость, скупость; 11) общительность, потребность в обществе; 12) ссоры и столкновения; 13) обращение с просьбами;» 14) отношение к товарищам; 15) отношение к воспитателям и преподавателям; 16) игры; 17) шалости.
Этот анализ позволил, во-первых, восполнить индивидуальные характеристики сравнением нескольких подростков по ряду качеств и, во-вторых, конкретизировать те черты, которые служили главными вехами в исследовании.
Безусловно, рассматриваемые характеристики представляют весьма значительную веху в истории разработки подобных документов. Они составлены планомерно, на основе длительных и систематических наблюдений. Типические черты в них не поглощают индивидуальных особенностей в пределах каждого типа.
Исключительный интерес представляют для советской психологии характеристики подростков и юношей, составленные А. С. Макаренко. Благодаря своей педагогической чуткости, большой наблюдательности психолога и таланту писателя-художника Антон Семенович умел в немногих словах выразить все самое существенное в личности своего воспитанника. Так как эти характеристики были определенными звеньями педагогической работы, то в них нашло свое отражение сочетание уважения с требовательностью к человеку. Оптимизм и перспективность – важнейшие черты подхода Макаренко к человеку как предмету воспитания.
Возьмем для иллюстрации выдержки из характеристики некоторых воспитанников колонии имени Горького о Таранце: «Ему было шестнадцать лет, он был из старой воровской семьи, был строен, ряб, весел, остроумен, прекрасный организатор и предприимчивый человек. Но он не умел уважать коллективные интересы». Таким был Таранец в первый период свой жизни в колонии, когда он вздумал завести свое личное рыбное хозяйство. В этой характеристике Антон Семенович выбрал в личности Таранца те существенные черты, знание которых особенно было важно педагогу для перековки этой личности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.