Активность капризного ребенка
Самые цели, которые мы ставим перед общественным воспитанием, и преимущества, которыми оно обладает перед индивидуальным воспитанием в семье, не будут успешно достигнуты и сохранены, если на всем протяжении общественного педагогического процесса, начиная от комплектования, оборудования, установления режима и кончая подготовкой педагогических кадров, не будет учитываться состояние нервной системы детей и не будут приняты меры к устранению моментов, могущих вызывать и обострять состояние возбуждения и перевозбуждения ребенка. С этой точки зрения должны быть подвергнуты внимательному наблюдению, анализу и фиксированию все моменты в жизни учреждения.
Нервозность ребенка, как мы уже говорили, не должна сама по себе служить показанием для устранения ребенка из нормального детского коллектива и помещения его в специальное учреждение, в среду таких же нервных детей. Он нуждается только в индивидуализированном воспитании.
Одной из самых действенных мер как профилактики детской нервозности, так и лечения ее является систематически проводимая физическая культура и меры постепенного осторожного закаливания. Этим сторонам воспитания ввиду их важности посвящена будет особая глава.
На этом я мог бы закончить главу о гигиене нервной системы, но я считаю необходимым, во избежание неправильных толкований и односторонних выводов, сделать одно дополнение, которое имеет значение для правильного понимания всей нервной организации ребенка.
Мы до сих пор во многих местах подчеркивали хрупкость, неустойчивость и легкую повреждаемость нервной системы ребенка.
Из этих особенностей мы исходили при построении основных принципов гигиены воспитания.
Страницы: 1 2