Значение слова
В значение слова включаются как познавательные, так и экспрессивные компоненты. К познавательным компонентам относятся концептуальный и наглядно-образный, а к экспрессивным – эмотивный и волюнтативный (Л. О. Резников, 1969).Наличие в нашем психическом содержании предметных и словесных образов далеко не достаточно для реализации познавательного акта: образы должны быть Узнаваемы и понимаемы. Как же реализуется акт узнавания предметов?
Я вижу на столе книгу и узнаю ее. Анализ процесса Узнавания показывает, что этот предмет, который находится теперь здесь, есть книга. Здесь обнаруживаются два момента: а) этот – теперь – здесь (т. е. единично изображение предмета в пространственном и временно: отношениях); б) книга есть словесное выражение чувственно-обобщенной формы предшествующего знании опыта о данном предмете. Отсюда вывод, что акт узнавания книги приобретает качество суждения: это ест; книга.
Любой акт предметного познания есть процесс обобщения, т. е. установления связи данного единичного общим присущим данной группе явлений. Таким образом, элементы мыслительно-логического уровня сознавания представлены и в начальном сенсорно-перцептивном уровне. Первый уровень «снимается» (сохраняясь) и опосредуется последующим уровнем. Но в пределая чувственно-воспринимающего уровня в межпредметны отношениях элементы мышления находятся в рамках т зависимости от предметного окружения.
И вот от этой ограниченности и предметной зависимости сознания личность освобождается на уровне мыслительном. Еще на уровне сенсорно-перцептивном, по* мимо восприятий, фигурируют образы представлений] единичных предметов и явлений. Образы указанных! представлений являются первым шагом высвобождения от предметной зависимости в отношении пространственном: они могут быть субъективно воспроизведены за пределами объектов.
Образы объектов переходят от настоящего в прошедшее и во временном отношении: образные представления хранят события прошедшего для использования их сознанием в настоящем и в будущем. Однако эти представления все же остаются в зависимости от единичных предметов, которые отражаются как восприятиями, так и представлениями.
Основные элементы психического, которыми оперирует личность на уровне мыслительно-логическом,- это словесные общие представления, понятия и логические! категории. В высшей форме этого уровня – в теоретическом мышлении – обобщенные образы психической сферы освобождаются от оптической, слуховой, тактильной? и другой чувственно-предметной зависимости. Мысли-, тельная деятельность протекает уже без прямого соприкосновения с объектами материального мира (А. Н. Леонтьев) . Эта особенность человеческого мышления чревата возможностью возникновения иллюзии абсолютной свободы мысли, способной преодолевать любые препятствия в объективной действительности.
Метки: значение, компонент, содержание
Страницы: 1 2