Общие качество работы
Нам приходилось коррелировать результаты отдельных тостов с показателями «общего качества работы» и у работников железной дороги в 20-х годах, и у работников промышленности в 30-х, и у летчиков в 50-х годах. Мы неоднократно получали более высокие показатели совпадений прогнозов, сделанных на основе обобщений (но не механического суммирования) показателей ряда тестов, чем наивысшие показатели из отдельных обобщаемых тестов. При этом иногда достаточно исключить из обобщенного прогноза сведения, получаемые от тестов с самой низкой корреляцией с «успеваемостью», чтобы обобщенный коэффициент резко упал.Ценность теста можно и нужно проверять по его прогностическому назначению в отдельных синдромах неуспеваемости, но главное,- по той качественной роли, которую он играет в структурном или общем прогнозе. Так, например, известно, что скорость простой реакции очень плохо коррелирует с качеством летного обучения. Но без ее измерения нельзя понять ни особенностей сложных реакций, ни сенсомоторной координации.
На родине тестов, в Америке и Англии, уже начинают осознавать мистификацию, заложенную в валидности. Так, по данным одного из крупнейших тестологов США, Е. Гизелли, валидность тестов профподбора фактически составляет в среднем 0,20-0,30, тогда как успешное их применение теоретически возможно только при 0,40-0,50 28. Все это понятно, так как если бы было иначе, то мы должны были бы отказаться от понятия «структура личности» и вернуться к функционалистическому (и метафизическому) понятию «профиль личности», рядополагающему всегда самими себе равные отдельные функции.
Что касается константности (надежности) тестов, то это требование еще более относительно. Есть, например, тест на сообразительность-«проба Хайдера». Он не зависит от свойств второй подструктуры личности (знаний, навыков, умений) и дает очень высокий коэффициент валидности. Но его можно применять только один раз, так как повторно время его решения определяется уже не сообразительностью, а только моторикой.
Наш опыт еще в 20-30-х годах показал полную непригодность этого теста и подобных ему для массового применения, поскольку исследуемые узнают способ его решения от уже решавших его. Такой критерий, не всегда учитываемый и в современной практике, очень важен для подбора тестов для массовых исследований. Сказанное отнюдь не означает, что от вычисления коэффициентов валидности и константности надо совершенно отказаться. Это значит лишь, что необходимо понимать, как они возникли в науке и ждать от них только то, что они могут дать. Но главное,-это надо помнить, что результат применения теста дает не познание способностей, а только материал для их познания.
Метки: качество, результат, тост
Страницы: 1 2