Динамика способностей
Дискутируя с представителями этой точки зрения, С. Л. Рубинштейн писал: «Способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, созданных человеком в процессе исторического развития (следовательно, он, как и мы, не отрицал этой точки зрения, а считал ее односторонней, недостаточной для уяснения соотношения способностей и деятельности(. П.), но также и в процессе их создания; процесс же создания человеком предметного мира – это и есть вместе с тем развитие им своей собственной природы»38.Комментируя приведенные слова, К. А. Славская, хорошо знающая взгляды С. Л. Рубинштейна не только по его книгам и статьям, но и по многочисленным личным беседам, пишет: «Согласно этой концепции усвоение продуктов человеческой деятельности является необходимым условием развития индивида, однако оно не тождественно самому этому развитию. Тот факт, что индивид воплощает свои способности в продуктах труда, не означает обратного – что любое присвоение продуктов человеческого труда и культуры развивает его способности»39. Способности развиваются только тогда, когда деятельность человека j изменяет мир. А это требует перехода способностей из потенциального состояния в актуальное и, следовательно, их упражнения, о чем мы подробней будем говорить в двух последних главах книги.
Т. И. Артемьева в упоминавшемся выше исследовании опиралась на тезис: как способности, так и деятельность имеют и социальный и психологический аспекты. Она убедительно показала, что оба эти аспекта должны не подменять (такая тенденция еше не преодолена), а дополнять друг друга. Тезис этот в свою очередь опирается на следующее высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой – видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности»40.
Подобные противоречия как нового социального и старого психологического, так и старого социального и нового психологического в деятельности сменяющих друг друга поколений более развивают их способности, чем одно пассивное воспроизведение исторически стожившихся способностей и функций.
Врожденное и приобретенное.
Метки: динамика, признание, равенство
Страницы: 1 2