Воспитание умения коллективно работать
В смысле воспитания умения коллективно работать и внедрения в пробуждающемся сознании плодотворности коллективной работы общественное воспитание имеет, несомненно, огромное преимущество перед семейным. Педагог должен искусно и осторожно использовать это преимущество, не насилуя ребенка и не форсируя развития. То, что маленький ребенок, находясь в небольшом детском окружении, может быть весь поглощен своей индивидуальной работой или игрой, не участвуя совершенно в труде других, служит в устах многих доказательством ярко выраженных индивидуалистических стремлений ребенка.В действительности дело обстоит не так. Даже тогда, когда ребенок занят индивидуальной работой, он находит удовольствие и потребность в близости других детей. Сам очень слабый, в недостаточной мере овладевший своим собственным телом, он не в состоянии еще делить с другими свой труд, но социальность его проявляется в том, что он любит и умеет в коллективе индивидуально работать. Подобно тому как коллективный монолог ребенка, значение которого не совсем правильно оценено Пиаже, является не только средством выражения, но и сообщения и общения и именно как таковое связан с положительным эмоциональным разрядом, точно так же и ребенок-единоличник в коллективе уже не индивидуалист, а социально настроенное существо. Организация обстановки, благоприятной для плодотворного коллективного труда и проявления социальных влечений ребенка, не должна затемнять законности и ценности его других стремлений. Ребенок, как и взрослый, имеет право углубляться в себя, уединяться, уходить на время от других в свой мир для разрешения тех задач, которые он себе ставит.
Надо уважать это право ребенка и дать ему возможность осуществлять его.
Эти минуты спокойного одиночества и сосредоточенности представляю L огромную ценность именно с точки зре -Н пия социального развития личности. Только тот, кто не понимает всей многогранности чело-’ веческой личности и диалектического хода ее развития, может противопоставлять как непримиримые противоположности индивидуальность социальности, личные усилия коллективному труду.
Метки: внедрение, воспитание, сознание
Страницы: 1 2